Глоссарий – А

Антропная революция

Автор: Демиденко Э.С.

Антропная революция. Появление человека разумного в биосфере представляет собой факт революционного характера, если рассматривать его в сопоставлении с огромным отрезком генезиса и дальнейшего развития биосферы. Если биосфера насчитывает примерно 3,5 млрд лет, а глобальная биосфера – 0,5 млрд лет, то появление человека разумного (неандертальца, а затем кроманьонца) около 0,5 млн лет назад представляет собой такой малый исторический отрезок времени, что его можно считать определенным скачком революционного характера. Но в этом промежутке времени мы можем выделить всего 10 тыс. лет, когда человечество перешло к производящей экономике в лице земледелия, а затем к техногенному развитию и коренным образом изменило основу биосферы – почвы, а затем и биогенные процессы в биосфере, заменяя их на искусственные. Антропная революция, на мой взгляд, насчитывает 10 тыс. лет и совпадает с периодом производящей экономики, при помощи которой человечество приступило к активному нарастающему периоду уничтожения биосферы и строительству постбиосферного земного мира.


Антропогенез

Автор: Демиденко Э.С.

Антропогенез (от греч. anthropos – человек и genesis – происхождение) – процесс происхождения человека современного типа (кроманьонец – биологический тип, или Homo sapiens – человек разумный) от его животного и человекоподобного предка. Это также и процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначальное развитие его трудовой деятельности, речи, а также общества. Предположение о происхождении человека от обезьяны были у И. Канта и Ж. Ламарка, но научно обоснованная концепция принадлежит Ч. Дарвину и Ф. Энгельсу. Научное исследование антропогенеза нашло отражение в трудах Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859) и «Происхождение человека и половой отбор» (1871), в которых были обоснованы впервые идеи биологической эволюции и сформулирована во втором труде идея общего филетического корня человека и сор. антропоидов (т.е. человекообразных обезьян, а также работе Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876, опубликована в 1896), где впервые доказывалась роль коллективной жизнедеятельности и особенно труда, который явился решающим фактором эволюционного превращения древн. гоминоидного предка в человека как социоприродное существо с развивающимися социальными качествами и созидающее культуру и развивающее общество. Концепция на основе интеграции идей Ч. Дарвина и Ф. Энгельса о происхождении человека получила название трудовой теории антропосоциогенеза и является ведущей научной теорией в мире о происхождении человека. Читать дальше →


Антропологизм

Автор: Демиденко Э.С.

Антропологизм (от греч. anthropos – человек и logos – слово, понятие, учение) – филос. концепции, в которых человек представляется как высшее и совершеннейшее произведение природы, а его познание как «природного индивида» даст возможность познать человеческий и природный мир. Подчеркивание единства человека и природы в учениях Фейербаха и Чернышевского было направлено против идеализма, дуалистического разрыва души и тела. Антропологизм по существу биологизирует человека, недооценивает его социальную сущность, его сознание, рассматривает в отрыве от исторических форм коллективной человеческой жизнедеятельности и общения. В современной философии антропологизм выступает как обоснование различных учений, рассматривающих объективный мир как нечто производное от человеческой сущности. Антропологизм свойственен таким направлениям философии, как экзистенциализм, прагматизм, философия жизни, философская антропология, в социологии – антропосоциобиологии, социал-дарвинизму, социобиологии, в психологии – фрейдизму.


Антропологический кризис

Автор: Попкова Н.В.

Антропологический кризис – принятое в философской литературе название для системы негативных тенденций современного общества, ведущих к патологическим и другим отрицательным явленииям в природе человека и снижающих заметно его личностный потенциал.

Искусственный мир, создаваемый людьми, все более приобретает свободу от своих творцов. Зависимый от технических систем жизнеобеспечения, подчиненный техногенным ритмам, вынужденный встраиваться в технологические процессы, человек не замечает, насколько изменяется его жизнь: его желания и потребности формируются не им самим, а техносферой и техногенно трансформированным окружением. На место преодолеваемой по ходу технического прогресса жесткой природной необходимости сегодня становится новая, более мягкая техническая необходимость. Читать дальше →


Антропология техники

Автор: Попкова Н.В.

Антропология техники – это перспективное направление философии, цель которого – исследовать связь человека и техники, показать их взаимную обусловленность и создать новые формы их теоретического представления. Неотложная задача философии техники в настоящее время такова: систематизация собственных концепций, их упорядочивание, методологическая проверка и изложение на доступном большинству людей языке. Отсеивая мнения, необоснованные или ведущие к губительным практическим последствиям, и оставляя обоснованные (хотя и противоречивые), философия поможет решать современные проблемы. Невозможность формирования единой точки зрения должна быть доведена до формулировки аксиологических оснований противоречивых концепций, требующих уже не продолжения анализа, а мировоззренческого выбора. Поскольку человек остается главным предметом философии, именно связь философии техники с философской антропологией – связь, последовательно проведенная и методологически выверенная, – становится необходимостью, единственным способом разделить философскую рефлексию (обладающую всеми критериями доказанности, какие возможны для философии) и публицистические упражнения на тему «Несет ли техника добро или зло?». Читать дальше →


Антропософия

Антропософия ( от греч. antropos – человек и sofia – мудрость) – теория известного австрийского философа Рудольфа Штейнера (1861-1925), согласно которой человек должен ощущать себя частью Вселенной и стремиться жить в гармонии и согласии с окружающей его природой, поддерживая баланс между моральным и материальным.


Антропосоциотехногенез

Автор: Демиденко Э.С.

Антропосоциотехногенез (от греч. anthropos – человек, techno – техническое, искусственное, genesis – происхождение) – современный историко-эволюционный процесс трансформации биосферного типа человека в условиях техногенного общественного и социоприродного развития и формирования человека как постбиосферного разумного существа с изменениями в его биологии, теле, психике, сознании, появлением стойких социально-техногенных качеств на основе интеграции с техносферой по мере перехода его из биосферно-природной оболочки жизни в техногенную оболочку, или техносферу. Понятие вводится в научный оборот Э.С.Демиденко в 2010 г., хотя сама идея была высказана в 1993 г. на Х1Х Всемирном философском конгрессе.

Лит.: Демиденко, Э.С. Экотехнологический Апокалипсис, или «конец света» природного человека / Э.С.Демиденко. — Брянск, 1993; Он же. Великий переход и социокультурное будущее человечества: идеал и реальность / Э.С.Демиденко // Возвращение Питирима Сорокина. — М., 2000; Он же. Экотрансформация человека в техногенных условиях развития общества / Э.С.Демиденко // Международная конференция «Экологическая безопасность жизнедеятельности человека в ХХ1 веке – проблемы и решения». — М., 2005; Он же. Обострение противоречивости биосоциальной природы человека в техногенном обществе / Э.С.Демиденко // Труды членов РФО. Вып. 11. — М., 2006.


Антропотехногенные изменения биосферной жизни

Автор: Демиденко Э.С.

Антропотехногенные изменения биосферной жизни – эти изменения представляют собой определенную систему, они формируются под воздействием комплекса социально-техногенных условий, приводящих не только к коренным изменениям в жизнедеятельности человечества, но в ходе его усиливающейся научной и практической активности ведут и к коренным изменениям в биосферной жизни. Во-первых, человек уже на ранних стадиях своего развития начинает изменять биосферу: уничтожает крупных животных, лесные и другие природные пространства, почвы и гумус в них. Во-вторых, на основе создаваемых орудий труда, а затем и развитых научно-технических производительных сил стремительно трансформирует и уничтожает биосферу во всех ее составляющих частях. В-третьих, в ходе удовлетворения своих возрастающих потребностей создает техносферу как неживой искусственный вещественно-предметный и электромагнитный мир, сокращающий биосферные пространства и биологическую активность биосферы. В-четвертых, на основе интеграции «био», «социо» и «техно» формируется уже постбиосферный мир жизни с преобладанием искусственной среды – живое вещество приобретает взамен биосферно-природной оболочки своей жизни новую, техносферную оболочку, что коренным образом изменяет характер биогенного обмена в земном пространстве, насыщение его новым, постбиосферным химическим окружением. В-пятых, на основе биосферных живых организмов создаются и расширяются при помощи новейших биотехнологий генетически измененные, трансгенные организмы, формирующие уже постбиосферный, техно-ноосферный мир.

Лит.: Демиденко, Э.С. Техногенное развитие общества и трансформация биосферы / Э.С.Демиденко, Е.А.Дергачева. — М., 2010; Григорьев, А.В. Антропология: от организмов к техносфере / А.В.Григорьев. — М., 2009.


Антропоцентризм

Антропоцентризм – философское воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания, «венец» эволюции мира. Найболее полным выражением А. является гуманизм – учение о человеке как высшей ценности и цели общественного прогресса, получившее широкое распространение в эпоху Возрождения (XV – XVI вв.). В технократических концепциях процесс развития человека рассматривается со времени генезиса технической реальности.


Антропоцентризм и экоцентризм

Автор: Попкова Н.В.

Антропоцентризм и экоцентризм – типы отношения людей к природе.

Мировоззрение, господствующее с начала промышленной революции, называют антропоцентризмом. Его тезисы таковы: высшей ценностью считается человек, а правильным – то, что полезно человеку; природа воспринимается как безличная окружающая среда, предназначенная для удовлетворения человеческих потребностей, а цель взаимодействия с природой – удовлетворение практических потребностей человека; этические нормы действительны лишь между людьми, а биологические объекты ценны постольку, поскольку они нужны человеку, и даже охрана природной среды обоснована антропоцентризмом прагматически – необходимостью сохранить ее для будущих поколений. Читать дальше →