Антропогенез

Автор: Демиденко Э.С.

Антропогенез (от греч. anthropos – человек и genesis – происхождение) – процесс происхождения человека современного типа (кроманьонец – биологический тип, или Homo sapiens – человек разумный) от его животного и человекоподобного предка. Это также и процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначальное развитие его трудовой деятельности, речи, а также общества. Предположение о происхождении человека от обезьяны были у И. Канта и Ж. Ламарка, но научно обоснованная концепция принадлежит Ч. Дарвину и Ф. Энгельсу. Научное исследование антропогенеза нашло отражение в трудах Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859) и «Происхождение человека и половой отбор» (1871), в которых были обоснованы впервые идеи биологической эволюции и сформулирована во втором труде идея общего филетического корня человека и сор. антропоидов (т.е. человекообразных обезьян, а также работе Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876, опубликована в 1896), где впервые доказывалась роль коллективной жизнедеятельности и особенно труда, который явился решающим фактором эволюционного превращения древн. гоминоидного предка в человека как социоприродное существо с развивающимися социальными качествами и созидающее культуру и развивающее общество. Концепция на основе интеграции идей Ч. Дарвина и Ф. Энгельса о происхождении человека получила название трудовой теории антропосоциогенеза и является ведущей научной теорией в мире о происхождении человека.

А. – центральная проблема эволюционной антропологии. Следует отметить, что теория антропогенеза насчитывает всего-то около 150 лет, и еще до сих пор антропологи, генетики и другие специалисты делают и эмпирические открытия, и серьезные теоретические обобщения. На основе этого ученые выстроили картину антропогенеза, т.е. становления и развития человека на протяжении многих миллионов лет. Так, появление рамапитека, человекоподобного существа, произошло 14-20 млн лет назад. Рамапитек уже перешел к прямоходящему образу жизни в саваннах и пользовался орудиями труда (природными), хотя их еще не производил. Появившийся примерно 5-7 млн. лет назад австралопитек пользовался не только подобранными, но и подработанными орудиями труда. Эволюционная ветвь человека отделилась от общего с другими приматами ствола около 4 млн лет назад. Человек и его ближайшие предки называются гоминидами. В настоящее время они представлены только одним видом — человеком разумным. 2 млн лет назад их было не меньше трёх. Останки древнейших гоминид найдены в Южной и Восточной Африке, они принадлежали разным видам – австралопитекам и человеку умелому. У них разный объём головного мозга, различные формы черепов, но они ходили на двух ногах. Человек умелый, живший одновременно с австралопитеком (2,3-1,8 млн лет назад), первым из гоминид умел пользоваться примитивными каменными орудиями и огнём. Его мозг был гораздо больше, чем у австралопитека, но меньше, чем у современного человека. Со временем человек умелый превратился в человека прямоходящего (появился 2 млн лет назад), который впервые покинул Африку и проник в Азию, а потом и в Евразию. Этот человек пользовался более крупными орудиями (ручные рубила, острия и кливеры), чем ранние гоминиды. При их изготовлении применялась новая технология – обивка каменной заготовки с двух сторон. Он со временем превратился в человека разумного. Первый представитель человеческого рода Homo habilis (человек умелый) появился около 2 млн лет назад, Homo erectus (человек прямоходящий – в пределах 1 – 1,3 млн лет. Мозг последнего имел объем в пределах 800-1200 см3, что близко уже к объему мозга совр. человека – 1200-1600 см3). Интеллектуальная же деятельность совр. человека не зависит от объема мозга, роль здесь в большей степени играет структура. Так, австралийские аборигены имеют объем мозга немногим более 1000 см3, а монголы – около 3.000 см3, но по умственным способностям они практически не различаются. Впервые человек разумный появился в Африке и Европе около 500 тыс. лет назад. В Европе он эволюционировал в неандертальца (его кости были найдены в 1856 г. в долине Неандерталь в Германии).

К Человеку разумному относятся два биологических типа: неандертальцы и кроманьонцы, происхождение которых насчитывается соответственно 300-350 тыс. и 150-200 тыс. лет. Первый – распространен был в Европе, но вытеснен кроманьонцами и, видимо, частично ассимилирован. Кроманьонцы примерно 40 тыс. лет назад, развив мифологическое сознание и культуру, элементарные нормы нравственности, стали современными людьми, рост и развитие тела которых практически прекратилось. В течение последнего миллиона лет морфологически человек изменялся достаточно динамично, остановившись на рубеже 40-тысячелетней давности, но зато нарастающее развивались социальные качества человека, особенно существенно этими качествами обогащалась человеческая рука и сознание. «Что же касается общей теории антропогенеза, — отмечает, например, В.Г. Борзенков, — то ее основу в течение всего XX века составляла идея труда, трудовой деятельности как ведущего фактора исторического становления человека и человеческого общества. Но и она не оставалась неизменной в указанный период. Главные изменения, которые она претерпела, — это переход от прямолинейного понимания орудийной деятельности, как непосредственного детерминанта развития человеческих черт и способностей у гомоноидных предков человека к пониманию ее как важнейшего элемента целого комплекса детерминирующих факторов. В структуре этого комплекса орудийная деятельность могла превратиться в труд как ведущий фактор общественного развития только во взаимодействии с др. факторами социализации человека, такими, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика и т.д.». Уже стало общепризнанным, что человек является биосоциальным существом, и таковым он смог стать благодаря своим биосферно-природным атрибутам – прямохождению, превращению передних конечностей в руки как органы труда, большому и сложному мозгу, а также социальным факторам развития – коллективному образу жизнедеятельности, труду, общению и языку как средству общения.

Эти и примыкающие к ним материалистические теории и идеи были объединены в общую концепцию биосоциальной природы человека, на основе которой развиваются современные исследования человека по следующим основным направлениям:1) уточнение его филогенеза, точек ветвления различных антропоидных линий, выяснение основных стадий в становлении человека современного типа; 2) выяснение биологических предпосылок и особенно эволюционно-генетических механизмов трансформации морфофункциональной организации гуминоидных предков человека в направлении формирования совр. человека; 3) уточнение общей теории происхождения человека; 4) трансформации человека, его природных и социальных качеств под воздействием техногенного общественного развития, формирование человека в XXI в. как биотехносоциального существа, перспектив эволюции человека и человечества в техногенном мире. Это направление исследуется авторами, составившими данную книгу. Они пришли к выводу, что с началом перехода человечества от собирательной экономики (хозяйства) к производящей начинается новая фаза в развитии человека – антропосоциотехногенез, который неимоверно ускорился в связи с переходом к техногенному общественному развитию. Трансформационные изменения в человеке начались в эпоху прединдустриального развития, но особенно ярко проявились во второй половине XX – начале XXI вв. Так, если на протяжении 7-8 тыс. лет земледелия средняя продолжительность жизни выросла на 4-5 лет и составила 2000 лет назад 20 лет, а на протяжении до XV века практически ее рост оставался неизменным, то за последние пять столетий прединдустриального и индустриально-техногенного прогресса в развитых странах она выросла в 2,5-4 раза и продолжает пока расти. За это время на 20 см и более подросло население в этих странах (процесс акселерации). Когда же на смену слабому, умеренному техногенному развитию пришло очень сильное, то оно стало сопровождаться ростом «техногенно-цивилизационных болезней», особенно детей. Так, за 15 лет «реформ» (1991-2005) состояние здоровья молодежи в России ухудшилось примерно на 60%; если в 2002 г. сплошная диспансеризация школьников показала, что 60% больны патологическими болезнями, то в 2008 г. таковых стало около 70%. Эти и многие другие факты говорят о том, что техногенное развитие чрезвычайно сильно трансформирует человеческий организм, и антропосоциотехногенез приобрел не только определенное ускорение, но и стал весьма опасным для современного прогресса человечества.

Лит.: Борзенков, В.Г. Антропогенез / В.Г.Борзенков // Философ. словарь. — М., 2009; Демиденко, Э.С. Экотехнологический Апокалипсис, или «конец света» природного человека / Э.С.Демиденко. — Брянск, 1993; Чувин, С.Н. Человек в техногенном мире / С.Н.Чувин. — Брянск, 2009.