Глоссарий – О

Обобщение

Обобщение – метод приращения знания путем мысленного перехода от частного к общему, на более высокую ступень абстракции. Обобщение позволяет выявлять общие принципы из «хаоса явлений» и в рамках отдельных понятий отождествлять множество явлений мира, жизни и т.п. Так, в понятии «техногенность земного мира» отражаются не только наличие на нашей планете техники, техносферы, технологий, но и пронизанность верхних слоев Земли таким искусственным, которое несовместимо с естественным, созданным человечеством и присутствующим практически во всех предметах, процессах и явлениях, а также деформирующим и трансформирующим объекты биосферы. Особое значение придается трансформации живых организмов за счет неблагоприятных технобиогенных процессов, ухудшающих практически качество биосферной жизни. Читать дальше →


Общество потребления

Автор: Попкова Н.В.

Общество потребления – одно из названий общества второй половины ХХ века. У.Ростоу первым назвал состояние развитых капиталистических стран «обществом потребления». В нем экономическое развитие, умножая количество вещей, приводит к утрате духовных ценностей. За материальные блага люди платят свободой и духовностью. Для большинства пределом мечты становятся сытая праздность и механизированный комфорт. Техника становится самоцелью, а человек – придатком к машине; пропаганда управляет сознанием и поведением людей. Она, по словам Е.И.Сапожникова, организует жизнь людей, манипулируя культурными кодами, инициирующими потребительские психологические установки. На вершине ценностей этого общества – покупка и регулярное обновление вещей, при этом на первый план выходят не потребительские качества товара, а престижность обладания им: товар становится признаком социального статуса. Итак, потребление – основа и цель данного общества. Читать дальше →


Общество риска

Автор: Попкова Н.В.

Общество риска – понятие, которое все чаще прилагается к современному социуму. Риск – атрибут современного нестабильного общества: степень его неопределенности, показал У.Бек, начала расти с тех пор, как скорость развития технологий превысила скорость осознания человеком последствий этого развития. По словам Г.Бехмана, наше общество парадоксально: его можно по праву назвать обществом опасностей и катастроф. Основные опасности, грозящие сегодня человечеству, нельзя приписать природе – они ведут свое происхождение от наших действий и решений. Впервые в истории «общество риска» имеет дело с искусственно созданными перспективами самоуничтожения. Последствия современных техногенных катастроф настолько масштабны, что сегодня технико-экологические риски приобретают первостепенное значение. Читать дальше →


Онтология

Автор: Демиденко Э.С.

Онтология (от греч. on – сущее и logos – учение) – учение о бытии, о сущем, о его формах и фундаментальных принципах, о найболее общих определениях и категориях бытия. И хотя в античной философии сформировались различные варианты онтологии как учения о бытии, сам же термин был введен только в 1613 г. Р.Гоклениусом. Современная линия в переосмыслении и дальнейшем развитии онтологии начинается с научно-философского осмысления социоприродной эволюции и формирования ноосферы (В.И.Вернадский, Э.Леруа, П.Тейяр де Шарден, А.Д.Урсул), техногенного общественного развития (Н.А.Бердяев, А.М.Ковалев, В. С. Степин, Э.С.Демиденко, Е.А.Дергачева) и формирования на этой основе социотехноприродного земного мира, а вместе с ним постбиосферной, по сути техно-ноосферной, искусственной жизни (Э.С.Демиденко, В.А.Кутырев, Н.В.Попкова), на основе социотехноприродной глобализации (Е.А.Дергачева). Безусловно, каждый из указанных авторов имеет свои особенности мышления и видения постбиосферной эволюции мира, но вместе взятые они создают новое понимание сущего, его форм и фундаментальных принципов, что игнорируется неклассической философией.


Отчуждение

Автор: Попкова Н.В.

Отчуждение – объективация результатов деятельности, превращающая их в независимые силы, а человека – из субъекта в объект воздействия. Анализ неизбежно появляющихся различий между целями и последствиями деятельности привел к формированию этого понятия. Философский анализ исследует механизмы социального и духовного отчуждения, отмечает его нарастание по мере исторического развития и называет среди его причин усиление роли техники, формализацию и рационализацию социокультурных связей, внедрение технической рациональности в межличностные отношения. Отчуждение, понимаемое К.Марксом как опредмечивание сущностных сил человека, а М.Хайдеггером – как форма существования человека в обезличенном мире повседневности, может рассматриваться как разрыв между субъектом и его функциями, ведущий к обеднению природы субъекта. Уровень отчуждения показывает недостаток контроля людей над результатами их собственной активности. Исследование его конкретно-исторических форм привело философов к скептической оценке возможностей преодолеть отчуждение: до сих пор попытки вернуть себе отчужденные качества вели лишь к порождению его новых форм. Читать дальше →