Технократизм

Автор: Дергачева Е.А.

Технократизм – это идеология, согласно которой общественными и природными процессами можно управлять на основе принципов научной и технико-технологической рациональности. Критерии технологического дерминизма основываются на принципах научной обоснованности, технико-технологической эффективности, системности осуществляемых технических преобразований в социуме, техносфере и биосфере, ускоренной интеллектуализации всех сфер жизнедеятельности общества, постоянного приращения нового знания как базы для разработки новых технологий, продукции, услуг. Технической базой технократизма выступают технологические революции – в первую очередь, научно-техническая и информационная. Ведущую роль в обществе и его экономике приобретают технические специалисты, ученые, а также высший слой менеджмента компаний, производящих наукоемкую продукцию. В техногенном обществе технократам принадлежит заслуга в формулировании целей, задач и программ развития социума. Они играют важную роль в рационализации и оптимизации принятия решений.

Технократизм тесно связан с экономическим рационализмом. Ведь именно на базе развития совокупной технической энергетики, наукоемких производств возможно самосовершенствование капитализма и получение сверхприбылей в частных и корпоративных интересах, а также закрепление технологического лидерства страны как главного приоритета внешней и внутренней экономической политики. Сегодня именно на основе новых научных знаний создаются новые технологии, позволяющие производить наиболее прибыльные продукты. Отсюда и узкоутилитарное представление о науке, которая в обязательном порядке должна способствовать разработке коммерчески реализуемых технологий. В рыночной экономике та страна достигает наивысшего успеха в своем техногенном развитии, где поощряется рационализм, мобильность, гибкость, профессионализм, активность, творчество, индивидуализм, напористость, решительность, динамизм, способность к созданию новых научных знаний, готовность к непрерывному обучению. Эти ценности лежат в основе прогресса социума и определяют непрерывность либерально-экономических преобразований. Однако и в самих высокоразвитых общественных системах ценности технократизма варьируются в широком диапазоне. Так, в американской модели хозяйствования люди ориентируются на достижение индивидуального успеха, при этом в рыночный эквивалент переводятся все инновационные проекты, отсюда – лидерство США в высокотехнологичной отрасли мирового хозяйства. В Западной Европе реализуется модель социального рыночного хозяйства, сочетания механизмов рынка с социальной справедливостью и определенным консерватизмом в принятии решений, поэтому креативные идеи подвергаются обсуждению на уровне государства, а затем осуществляется коммерциализация проектов. Это в определенной степени тормозит развитие наукоемкой отрасли, поэтому по уровню развития инновационных технологий Европа значительно отстает от США. Подобное отставание ставит вопрос о необходимости постепенного отхода от социально-ориентированного государства и жесткого следования ценностям рыночного технократизма. Японская модель основывается на феномене развития национального самосознания, сохранения традиций и преемственности поколений, принесения в жертву индивидуального материального благополучия во имя технологического преуспевания страны. Политика либерализма (дерегулирования) отрицает ценности социальной справедливости, ответственности и солидарности, навязывает частнособственнический индивидуализм и диктат рациональности рынка и технологий, которые рассматриваются как единственно возможные нормы, автоматически ведущие к росту благосостояния общества. Однако этого мы пока что не наблюдаем в мире и в России, где треть населения проживает за чертой бедности.

Считается, что развитие общества и преодоление экологических кризисов возможно только на основе научно-технического прогресса. Но вместе с тем негативные социоприродные последствия диктата научной и технико-технологической рациональности свидетельствуют об ограниченности технократизма, принятии недостаточно обоснованных и слабо продуманных решений, игнорировании истинных ценностей биосферной жизни, отказ от поддержания приемлемого уровня социального развития большинства населения планеты. Безусловно, без серьезных фундаментальных и прикладных исследований сегодня невозможно решение глобальных социально-экономических и социотехноприродных проблем. В связи с этим в настоящее время речь идет о неотехнократах, которые должны соизмерять любые решения, связанные с развитием наукоемких производств и техносферы с потенциальными социально-экологическими, климатическими, медико-биологическими последствиями и рисками. Неотехнократы являются специалистами по междисциплинарным исследованиям, сочетающими инженерные знания с пониманием закономерностей техногенеза социума и природы. Неотехнократы считают, что глобальные экологические проблемы современности могут быть решены прежде всего путем использования новых технологий, их комбинирования, создания качественно более высоких индустриальных технологий (безотходных, энергосберегающих). Однако ими не осознается подлинная сущность техногенных, социотехноприродных процессов, которые ведут человечество в мир искусственной жизни взамен естественной, биосферной. Установка на технократизм действует как общий механизм, управляющий техногенным развитием и усиливающим социотехноприродные процессы. На рубеже XX-XXI вв. развитие технократических идей осуществляется в концепциях постиндустриализма, информационализма, техногенного общества. См. Научная и технико-технологическая рациональности. Рациональное и иррациональное в развитии общества и природы. Социотехноприродная глобализация.

Лит.: Глобалистика: Международный энциклопедический словарь. – М.; СПб.; Н.-Й., 2006; Демиденко, Э.С. Техногенное развитие общества и трансформация биосферы / Э.С.Демиденко, Е.А.Дергачева. – М., 2010; Дергачева, Е.А. Тенденции и перспективы социотехноприродной глобализации / Е.А.Дергачева. – М., 2009; Дергачева, Е.А. Философия техногенного общества / Е.А.Дергачева. – М., 2011; Кокошин, А.А. Технократия, технократы, неотехнократы / А.А.Кокошин. – М., 2009.