Рациональное и иррациональное в развитии общества и природы

Автор: Дергачева Е.А.

Рациональное и иррациональное в развитии общества и природы – соотношение разумного и стихийного в социоприродном генезисе. Актуализацию проблематики рациональности следует связывать с переходом к производящей экономике, ее первичному сектору – земледелию, социализации природной системы, особенно с периода Античности, когда человек осознает себя носителем разума и начинает изучать и перестраивать иррациональные основания окружающего его природного мира. Развитие природной системы всегда осуществлялось стихийно, в соответствии с законами природы и биосферы, без управления со стороны человека. Своеобразной формой противостояния рационального и иррационального в социоприродной истории становились локальные экологические кризисы, которые нередко заканчивались для человека трагически; их кульминацией в ХХ в. стал глобальный социоприродный кризис. Но и эволюция социума в целом остается стихийным, несогласованным, неподконтрольным процессом, в результате которого гибнут цивилизации, возрастает социально-экономическая поляризация в обществе, пренебрегаются ранее выбранные направления развития и ценностно-гуманные основания бытия. В этом историческом противоборстве рационального и иррационального человеческий разум, постепенно осваивая законы развития биосферы и общества в процессе практики и познания, стремится к рационализации социального и природного бытия, преодолению иррациональности мироустройства и управлению им, что при нынешнем состоянии наукотехники пока еще не вполне реализуемо. Социальный прогресс человечества в биосферной системе представляет собой глобальный процесс взаимного приспособления социальных и природных факторов в ходе возрастания значимости интеллектуально-рационального компонента в активно-преобразовательной деятельности человека.

В трактовках понятия рациональности, родственных и противопоставляемых ему терминов, представленных в философских словарях и научных исследованиях, за пределами разума и нерациональных компонентов человеческой природы остается охват феномена социоприродной жизни и изменяющихся взаимоотношений в исторически эволюционирующей системе «общество – биосфера». Рациональность рассматривается как ценность культуры, призванная обеспечить воплощение идей научно-технического прогресса в стремлении человека к его повсеместному господству в природно-социальном мире. Иррациональность ассоциируется со стихийностью сил природы и человеческих действий. Преодолевая данную односторонность, авторы книги приходят к выводу, что в понятиях «рационализм», «рациональный», «рациональность» находят отражение разные грани процесса социального планирования деятельности на основе разума с целью оптимизации теоретико-познавательных и практических результатов и максимальной адаптации к складывающемуся социотехноприродному бытию. Термины «иррационализм», «иррациональное», «иррациональность» характеризуют различные аспекты бессознательного, интуитивного, эмоционально-аффективного поведения и процесса познания людей, стихийность их приспособления к социотехноприродным параметрам бытия, при этом иррациональное выступает противоречивым компонентом рационального.

В обществоведческой, преимущественно зарубежной, а впоследствии и отечественной, литературе сложилось представление о понятиях «рациональность» и «разумность» («рассудочность») как синонимах, однако данное отождествление не является однозначным, так как в отличие от термина «рациональность» термин «разумность» содержит более широкую гамму составляющих, охватывающих и ценностно-ориентированные компоненты. Однако экономически разумные действия в современном социоприродном развитии земного мира не всегда соответствуют гуманно-нравственным основаниям мировоззрения о сохранении биосферы и ее жизни, то есть разум выходит за пределы границ морали. Практически рационализацию в контексте социотехногенеза следует рассматривать как неоднозначный процесс нарастающих техногенных трансформаций, где «разумное построение» облика техногенного мира ограничено стремлением социума к достижению максимальной экономической эффективности его деятельности по переводу элементов биосферы в предметы техносферы, удовлетворения утилитарных потребностей. В либерально-экономической рациональности преобладает приоритет целерационального разума над нравственно-ценностным.

Современный техногенез – это глобальный стихийно-рациональный процесс ускоряющихся социотехноприродных трансформаций, инициируемых онаученным сознанием техногенного социума, его наукотехникой и техносферой в совокупности с его иррациональными потребностями. Сочетание в действиях техногенного социума научно-рационального и интуитивно-иррационального определяет противоречивые закономерности глобального техногенного развития общества и природы. Техногенность в рационализме проявляется в том, что принимается принцип разумности либерально-экономической деятельности, поскольку она эффективна. Кроме того, государство защищает эффективных собственников, так как они не только финансируют политические программы, но и являются крупными налогоплательщиками. Так, в России миллиардеров в два раза стало больше, соответственно их богатство также увеличилось в двое. При построении рационально-техногенного мира человечество стремится к оптимизации его техносферной инфраструктуры, социотехноприродных процессов, но они формируются несбалансированно для большинства регионов планеты, без учета особенностей естественных экосистем, неуправляемы в глобальном масштабе и их творение инициирует нарастание социотехноприродных кризисов и катастроф.

Рационализация становится методом коренного изменения человеком социоприродной реальности и ее одностороннего совершенствования. Наука предоставляет социуму свои когнитивные возможности пока что только для увеличения его предметно-орудийной и материально-технической мощи и создания техносферы, а рыночный либерализм является тем социальным фундаментом, на котором благотворно развивается наука рыночной направленности. Эволюция формирующегося социоприродного мира осуществляется через противоречивый объективно-рациональный процесс глобализации техногенного социума. Приходящий на смену биосферному социотехноприродный мир возводит свои основания на территориально-ресурсном сегодняшнем пространстве естественно-искусственной среды обитания в интересах односторонне, рационально-экономически онаученного разума человечества.

Прогресс рациональности является инструментом для гуманной реализации человеческих потребностей и выступает как необходимое условие дальнейшего техногенеза и возрастания его управляемости. Однако процесс формирования техногенного земного мира сопровождается глобальной неоднозначной трансформацией, совершенствованием и одновременно разрушением социобиосферных форм бытия, внедрением в них искусственных компонент, то есть разум выходит за пределы границ морали, приобретая отпечаток утилитарности и прагматизма. В этой связи авторы считают, что противоречия необходимо искать в самом процессе рационализации эволюционирующей социоприродной системы. Рационализация в контексте социотехноприродной глобализации выступает как проблема, требующая разрешения. Биосфера, ее организмы и социализирующееся на их основе человечество, развивающее свой научный разум, возводящее искусственный мир взамен естественного, являются компонентами единой системы земной жизни, поэтому их генезис должен осуществляться в форме коэволюции, а не противостояния. Обобщая результаты исследования автор делает вывод, что преодолеть противоречия рациональной экспансии техногенеза можно только на началах объективного моделирования нравственно-разумной рационализации глобализирующегося техногенного земного мира, так как возврат к иррационализму и игнорирование рациональности, особенно научной, приведут к регрессу общества. См. Техногенная рациональность. Экономическая, научная, технико-технологическая рациональности. Концептуальная гуманная рациональность социоприродного развития.

Лит.: Демиденко, Э.С. Техногенное развитие общества и трансформация биосферы / Э.С.Демиденко, Е.А.Дергачева. – М., 2010; Дергачева, Е.А. Диалектика рационального и иррационального в исследованиях общества и природы / Е.А.Дергачева // Вестник Брянского государственного технического университета. – 2010. – №1; Дергачева, Е.А. Рациональное и иррациональное в социотехноприродной глобализации / Е.А.Дергачева // Среднерусский вестник общественных наук. – 2009. – №4; Дергачева, Е.А. Тенденции и перспективы социотехноприродной глобализации / Е.А.Дергачева. – М., 2009.