Теория (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) – в широком смысле комплекс взглядов, представлений, идей, умозаключений, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления или системы явлений; в узком смысле – самая развитая форма организации научного и философского знания, дающая обобщенное и целостное представление о сущности, содержании, закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной теории. Особенностью теоретического знания является высокая степень его логической организации, всесторонней аргументации, доказательства абсолютного большинства утверждений. Теория представляет собой внутренне дифференцированную и целостную систему знания об изучаемом объекте. Весьма обширные и сложные явления изучаются многими науками, их охватывают теоретические знания различных уровней, что позволяет также теории называть мегатеориями, развернутыми концепциями и т.п. К таким мегатеориям можно отнести, например, формационную, постиндустриальную, техногенную теории общественного развития, социоприродного и социотехноприродного развития общественных и природных интегрированных процессов при помощи техно. В любой развитой конкретно-научной дисциплине можно выделить три уровня научного знания: эмпирический, теоретический и мегатеоретический. Теоретическое знание как определенный уровень научного и философского знания находится между эмпирическим и мегатеоретическим его уровнями.
Глоссарий – Т
Техника
Техника – понятие, которое является мегакатегорией для философии техники. Ясное интуитивно, оно до сих пор не имеет общепринятого смысла. Не только в обыденном языке, но и в философских исследованиях под техникой понимают различные объекты и явления. Понятие «техника» образовано от греческого «технэ». Это слово переводится как «мастерство», «искусство», «умение», «ловкость». Оно стало употребляться в античную эпоху, и область его определения включала ремесло и искусство. Платон, излагая свои концепции, пользовался понятием «технэ», понимая под ней всякую деятельность человека. Видимо, это смешение объяснялось неполным осознанием его творческой сущности, показывая только начинающееся выделение технической, инструментальной активности человека из других видов его деятельности, прежде всего теоретической. Читать дальше →
Технико-технологическая функция общества
Технико-технологическая функция общества – понятие, введенное в научный оборот Э.С.Демиденко в 2010 г. и обоснованное А.И.Ракитовым ранее, в 1991 г. Применяется для обозначения идеологии и всей системы воздействий общества на технику и технологию с целью стимулирования или подавления определенных технико-технологических процессов для достижения поставленных экономических, социальных, культурных и многих других целей. См. Техногенная функция общества.
Техническая деятельность
Техническая деятельность – осознанное изменение людьми материальных объектов для получения материальных средств непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Ее основные признаки таковы: комплексный характер (связь активного техногенного преобразования внешнего мира с самоизменением человека и общества); рациональный источник (последовательность «формулировка цели – мысленное создание технологии – реализация технологии»); противоречивые результаты (наряду с предсказуемыми последствиями, улучшающими условия жизни людей, проявляются и негативные). Читать дальше →
Техническая рациональность
Техническая рациональность – понятие, которое часто используется при анализе осознаваемых аспектов технической деятельности. Определение значения этого понятия затруднено многозначностью категории «рациональность». Классическая философия отождествляла рациональность с дискурсивным мышлением; неклассический подход понимает под нею совокупность форм и методов, используемых при любой деятельности или любом исследовании. Но «рациональность» при моделировании социально-культурных систем скорее подразумевает их системообразующую характеристику. После того, как философия науки в течение ХХ века пыталась выработать определение научной рациональности, она отказалась от надежд найти однозначный ответ. Читать дальше →
Техническая реальность
Техническая реальность – совокупность существующих технических объектов и процессов. Это понятие употребляется в основном как синоним понятий «техника» и «техногенная среда». В составе философского дискурса оно может использоваться в двух смыслах: онтологическом (как отражающее объективно существующие технические явления) и эпистемологическом (как показывающее новый уровень реальности, не сводимый к сумме технических объектов). Различные философские концепции обсуждают его генетический аспект: является ли техническая реальность результатом целенаправленного человеческого поведения или, напротив, миром внешним и принудительным по отношению к человеку, обладающим собственной жизнью? Читать дальше →
Техническая этика
Техническая этика (или инженерная этика) – направление этических исследований, рассматривающее этические аспекты инженерной деятельности. Рассматривает проблему ответственности (личной или коллективной) создателя новых технологий и технических систем перед обществом, разрабатывает моральные оценки его действия (или бездействия). Сформировалась в рамках инженерного сообщества (гаранта моральной ответственности его членов), передается в системе инженерного образования. Моральная подотчетность инженера (наряду с профессиональной и юридической) стала очевидна по мере роста технической мощи человечества: техногенные катастрофы конца ХХ века показали, что необходимо предупреждать общественность о возможных социальных и экологических последствиях внедрения экономически выгодных технологий. Этическая рефлексия целей и следствий развития техники противостоит представлениям об ее автономии, об автоматически совершающемся техническом прогрессе. Для решения проблем технической этики необходимо представление о желаемом образе человека и общества. Недостаточная прогнозируемость поведения сложных технических систем накладывает на их проектировщиков особую ответственность: формирование общества риска связывают с возрастанием этой неопределенности. Исследование порождаемых техникой пользы и риска, определение ответственности за будущие поколения, преодоление технофобии и оптимизация решений по созданию новых технических объектов входят как неотъемлемые части в социальную оценку техники. Читать дальше →
Технические науки
Технические науки – область науки, описывающая закономерности технического мира. Первоначально в инженерной деятельности применялись знания из естественных наук, но производственная потребность в тиражировании и модификации растущего количества технических устройств привела к попыткам схематизации и математизации расчетов, замены технических объектов математическими моделями. Научные дисциплины, предназначенные не для объяснения естественных процессов, а для конструирования технических систем, стали формироваться инженерным сообществом в ХIХ веке, по мере того, как складывалась высшая техническая школа. Классический период развития технических наук (до середины ХХ века) включает их формирование на основе отдельных естественных наук, приложенных к определенным инженерным задачам (радиотехника, электротехника, гидравлика и т.п.): заимствовались методы исследования, основные понятия и модели. Читать дальше →
Технический комплекс
Технический комплекс – относительно устойчивая совокупность технических объектов и обеспечивающих их функционирование инфраструктур, находящихся в постоянном взаимодействии, имеющих собственные структуру и функциональные нагрузки. Элементом технического комплекса является техническая единица – искусственное объединение технических объектов, занимающее определенное место в техническом комплексе и предназначенное для выполнения четко очерченных функций. Возможно выделение разных типов технических комплексов. Так, по способу образования возможно различение следующих комплексов: целевых (созданных для реализации определенной потребности людей), ситуационных (предназначенных для уменьшения или нейтрализации негативных последствий работы других технических комплексов), инфраструктурных (инициированных для ресурсного обеспечения других технических комплексов). Можно предложить и другие способы классификации: по уровням сложности (в соответствии с которыми организуются технологические процессы), по пространственному масштабу, времени создания и т.п. Для каждого из типов технических комплексов возможно выделение социальных механизмов, обеспечивающих их действия, инструментов управления ими, а также групп инновационных, изменяющих структуру комплекса, и инерционных, нейтрализующих нововведения факторов. Читать дальше →
Технический прогресс
Технический прогресс – постепенное усовершенствование технической реальности, ее распространение и повышение ее эффективности, замена человеческой работы техническими системами. Иногда технический прогресс интерпретируется как автономный процесс, то есть следующий собственной внутренней динамике и не подверженный внешнему воздействию. Но источник технического прогресса – человек, делающий изобретения, а их использование (переход в инновацию) зависит от социокультурных факторов. Читать дальше →