Философия

Автор: Демиденко Э.С.

Философия (от греч. phileo – люблю и sofia – мудрость; буквально – любовь к мудрости, истине) – в самом общем виде рассматривается как форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с формированием системно-целостного взгляда на мир и место в нем человека. С самого начала своего возникновения в отличие от мифологии и религиозного мировоззрения философское знание сбрасывало с себя слепую догматическую веру в сверхъестественность существования и развития, вырабатывая свободное, критическое и основанное на принципах автономии разума системно-целостное осмысление бытия и человеческой жизни. На заре своего существования философия впитывала в себя все научные и ненаучные знания, а по мере своего развития она отпускала в «свободное плавание» сформировавшиеся в ее недрах самостоятельные науки (их сейчас свыше 500), оставляя за собой исследование всеобщего, т.е. наиболее общих вопросов развития мира и человека, их взаимосвязей и эволюции. Всеобщее же в философии существует в форме системной целостности на основе синтеза всего конретного. Философия, как справедливо отмечал Гуссерль, есть свободная и универсальная теоретическая рефлексия, т.е. размышление, поиск истины и решения больших и малых проблем. Она схватывает и охватывает в своих содержательных и сущностных чертах не только мироощущение, мировосприятие, теоретическое мировоззрение, но и миропонимание. Молодой и критически настроенный Маркс обращал внимание на то, что философы лишь объясняли мир, но особая роль в философии заключается и в гуманном изменении мира, в возвышении и всестороннем развитии человека, обеспечении возможностей лучшего состояния жизни и деятельности человечества и его природного окружения. В конце XX и начале XXI веков Ф. больше и больше вторгается в вопросы и проблемы взаимоотношений не только людей, но и человечества и природы. Это потребовало от философии расширения пространства философской рефлексии, в результате чего философия в свою орбиту познания (теория познания) включает как научные, так и ненаучные знания, социокультурные ценности, социальный опыт человечества, особенно взаимоотношений с биосферной и искусственной природой, миром техники и техносферы.

Ф. и наука взаимодействовали на всем протяжении их становления и развития. Если объектом изучения ф. выступает мир как системная эволюционирующая целостность, то объектом изучения науки являются специфические, объединенные «родственными» видами взаимодействий части мира. Предметом же Ф. и науки вступают наиболее общие сущностные характеристики, принципы, законы существования и развития изучаемых объектов.

Ф. сейчас не только все больше опирается в своих выводах на достижения науки, ее отдельных направлений, но и расширяет свои собственные исследования в наиболее важных областях жизнедеятельности человека, его связей с миром. Среди таких основных направлений можно выделить философию истории, религии, жизни, науки, техники, культуры, политики и т.п. Авторы данного Словаря разрабатывают такие новые направления как философию социально-техногенного развития общества и земного мира, философию жизни техногенной эры, философию урбанизации, техносферизации и социотехноприродной глобализации, философскую проблематику техно-ноосферного перехода жизни на нашей планете, новые разделы философской антропологии и т.п.