Урбан-техногенная культура – культура, формирующаяся в техногенном обществе под воздействием закономерностей развития либерально-экономической цивилизации, буржуазно-техногенного образа жизнедеятельности людей, индустриализации, урбанизации и информатизации. Термин «культура» имеет множество научных определений, что свидетельствует о его многоаспектности. В наиболее общем смысле культура – это совокупность исторически развивающихся социальных программ деятельности, поведения и взаимоотношений людей, оказывающих воздействие на поддержание и изменение характерных для определенного типа общества социального устройства, сложившейся искусственной предметно-материальной среды и освоение естественной природной. Наряду с частичным сохранением культурных программ, характерных для прошлых этапов исторического развития общества, осуществляется воспроизводство и усвоение программ для обеспечения современного уровня общественного устройства. Более того, на основе вырабатываемых в науке новых знаний и изменений в технике и технологиях создаются программы, направленные на обновление существующих форм социальной жизни, задающие новые социальные цели и ценностные ориентации как основы будущего социального устройства. Процесс преобразования типа общества всегда сопровождается изменением способа культурного развития, мировоззренческих ориентаций и выработкой новых ценностей. Традиционному (земледельческому) докапиталистическому обществу соответствовала сельско-земледельческая форма жизни с ее отношениями, культурой, типом поселений. Несмотря на определенную специфику сельских и ремесленно-городских поселений, жизнедеятельность человека осуществлялась в условиях жесткой природной зависимости, постоянства аграрно-традиционной направленности ведения хозяйства, цикличности развития, медленных темпах прогресса, зачаточном состоянии процессов урбанизации и техносферизации. Все это объясняется весьма медленными темпами развития естественных производительных сил – человека и одомашненных животных. В самом общем виде культура жизни традиционного общества, передаваемая от поколения к поколению, определялась взаимоотношениями в системе «человек-биосфера». Естественная природа являлась базой для развития земледелия в селах и ручной промышленности (ремесла) в городах.
В ходе промышленной революции преодоление производительными силами природной технологичности и переход на машинно-технический уровень развития в условиях урбанизированных поселений (городов) повлекли за собой не только изменение в типе общественного устройства, которое становится уже техногенным, но и в типе культуры. В городской среде преодолевается натуральное хозяйство, а вместе с ним и сельско-земледельческие формы жизни и культуры. На смену им приходит крупнопромышленное капиталистическое производство и новые, урбанистические формы занятости. Именно урбанизация выступает интеграционным процессом таких качественных перемен в социуме, его образе жизни и культуре сначала в городе, а потом и на селе. В ходе урбанизации происходит постепенное перемещение сельского населения в города и городские агломерации, где создается комфортная искусственная предметно-вещественная и коммуникационная среда обитания – техносфера. В городе концентрируются умственные творческие виды деятельности и неземледельческие виды труда, которые уже преимущественно определяются социальными отношениями. Такое сосредоточение социальной активности в городах в совокупности с динамичным развитием наукотехники и техносферы обусловливает больше возможностей для творения культуры, всеохватного удовлетворения возрастающих социально-техногенных потребностей и усложняющихся ценностных интересов людей, особенно культурных. Высокая концентрация производства способствует более рациональному использованию пространства и повышению экономической эффективности, выражаемой в росте прибылей и сверхприбылей. Именно рыночная экономическая рациональность в совокупности с научной и технико-технологической рациональностями выступает движущими факторами (и ценностными мотивами) социально-экономических, научно-технических, социоприродных и социокультурных изменений в обществе.
К ценностным ориентациям техногенной цивилизации, сформировавшимся в эпоху Просвещения и создавшим необходимые условия для становления развитой науки и научной рациональности, В.С.Степин относит: 1) ценность объективного и предметного знания и соответствовавший ей принцип самооценки объективной истины, раскрывающие свойства, структуру и связи вещей; 2) установку на систематический рост и новизну знания о мире как результат исследования (не учитывая в понимании техногенности общественного развития технику, технологии и в целом техногенез). В.С.Степин обращает внимание не только на ценность науки как важнейшего фактора научно-технического и социокультурного прогресса техногенной цивилизации, но и на человека, его разум как силу, вторгающуюся в природу и преобразующую ее. Эти ценности он называет «геномом техногенной цивилизации, ее культурно-генетическим кодом», в соответствии с которыми она эволюционирует. Именно в эпоху Просвещения, по мнению В.С.Степина, человек подошел к той стадии своего развития, когда уже были сформированы мировоззренческие установки, составившие основу последующего развития техногенной цивилизации в XIX–XX вв. Вместе с тем мы здесь встречаемся с явным противоречием: ценности знания и установка на новизну знания приводят нас не в лучший из миров, а в худший, если критически рассматривать глобальные последствия современного техногенного развития, его глобальную социотехноприродную проблематику.
Благодаря процессам урбанизации и техносферизации образуется многомиллионная сеть взаимосвязанных крупных городов и городских агломераций, пространственно связывающая воедино процессы жизнедеятельности людей, их образ жизни, потребности и интересы, культуру. Такая культура, присущая техногенной цивилизации, зарождается и развивается в крупнейших городах, поэтому ее и называют урбанистической. Для городской культуры характерна рыночная социальная мобильность населения, готовность человека к постоянным переменам в производстве, социуме, привычках, ценностях и образе жизни, информационно-насыщенное взаимодействие, разнообразие искусственной среды, высокий профессионализм, образованность и индивидуализм личности, частнособственнический эгоизм, настойчивость в достижении целей, стремление людей к творческой самореализации, избыточное потребительство, приверженность рационализму и технологизму. К сожалению, такие традиционные и выработанные веками еще в земледельческом обществе культурно-нравственные ценности как коллективизм, нравственность, доверие, честность, доброта, сострадание игнорируются и деградируют.
Активное развертывание процессов индустриализации, урбанизации и информатизации, то есть техносферизации и становления искусственного техногенного земного мира, создаваемого при помощи наукотехники человеком, способствует не только нарастающей социализации природы и населения планеты, значительному росту его благосостояния и потребления, комфортности жизнедеятельности, но и таит в себе значительную угрозу, поскольку в этом мире происходит трансформация жизни человека в соответствии потребностями и закономерностями функционирования техноструктур. Техническая рациональность, запущенная человеком в мир жизни, постепенно выходит из-под контроля общества и навязывает свой метод существования и усложняет урбанистическую культуру. Подобная экспансия оказывает губительное влияние на человека и биосферу.
В культуре техногенной цивилизации наблюдается комплексное взаимодействие социальных, научно-технологических (и техносферных), природных факторов. Интенсивное развитие социокультурной среды на технократической основе входит в противоречие с жизнью биосферы и человека, сопровождается не только социализацией биосферных форм жизни, их деградацией, но и формированием новых, постбиосферных форм биологической жизни как достояния складывающейся техногенной культуры. В техногенную эпоху происходит вытеснение ценностей естественной природы небиосферными технологиями создания искусственных форм жизни, насыщающих пространства биосферы техно-веществами, разрушающих ее и тем самым насаждающих новые закономерности социотехноприродного развития и процессов жизни. Культурным кодом становления техногенного социоприродного развития являются идеалы, ценности и целевые установки, которые движут людьми при построении искусственной реальности. И именно здесь таится тот темп рационализации, который задает динамику непрерывных техногенных трансформаций и глобализации искусственного в мире, в котором посредниками между человеком и биосферой выступает техносфера и ее подсистема – инфосфера. Становлению техногенного мира сопутствует глобальный процесс формирования общепланетраного информационно-коммуникационного пространства урбан-техногенной культуры. Последняя превращается в органическую часть и отражение высокоорганизованной техносферы, в которой управление технико-технологическими системами и процессами жизни постепенно переходит к технике. См. Экономическая рациональность. Научная и технико-технологическая рациональность. Техногенное общество.
Лит.: Демиденко, Э.С. Философия формирования урбанистической и ноосферной культуры / Э.С.Демиденко // Историческая поступь культуры: земледельческая, урбанистическая, ноосферная. – Брянск, 1994; Демиденко, Э.С. Экософия и новая культурная парадигма / Э.С.Демиденко // Там же; Демиденко, Э.С. Ноосферное восхождение земной жизни / Э.С.Демиденко. – М., 2003; Дергачева, Е.А. Тенденции и перспективы социотехноприродной глобализации / Е.А.Дергачева. – М., 2009; Степин, В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации / В.С.Степин // Вопросы философии. – 1989. – №10; Степин, В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен / В.С.Степин // Вопросы философии. – 2006. – №2.