Транснационализация информационно-образовательного пространства – это глобальный процесс наращивания образовательных связей и обменов на базе информационно-коммуникативных технологий; в значительной степени активизация этого процесса обусловлена экономическими интересами ТНК. В техногенно глобализирующемся мире образование превращается в одну из высокоприбыльных сфер экономики, так как наращивание показателей экономического и социотехнологического развития страны и всего мирового хозяйства зависят от интеллектуального потенциала населения. Об этом ярко свидетельствуют следующие данные: подсчитано, что 1 долл. инвестиций в образование человека оборачивается 30 долл. прибыли. ТНК приобретают ведущее значение в формировании современной национальной и международной систем образования, особенно в высшей школе и в сфере подготовки и переподготовки кадров. ТНК становятся инициаторами создания новых учебных заведений – корпоративных университетов и академий и способны в краткосрочный период времени и в глобальном масштабе решать кадровые вопросы в соответствии с потребностями бизнес-процессов. Конструирование новейшего облика системы образования подчиняется логике функционирования корпоративных структур. Корпоративное образование в форме краткосрочных и среднесрочных курсов повышения квалификации становится все более востребованным в силу быстро обновляющейся структуры профессий и компетенций, а также наиболее эффективным в смысле достижения практических целей, высокой степени адаптивности к различным научно-техническим инновациям. Образовательный процесс приобретает непрерывный характер, а его компоненты постоянно меняются, подстраиваясь под требования новой высокотехнологичной конъюнктуры.
Либерализация системы образования происходит в форме глобализации образовательных услуг, при этом государственному образованию отводится роль базового. Глобализация образования обусловлена расширением информационно-коммуникативного пространства и транспортного сообщения и на этой основе информационно-образовательной интеграции различных государств, более свободной миграции населения, развития дистанционного обучения через компьютерные системы, распространения транснационального образования в форме зарубежных курсов обучения. Положительной тенденцией такой глобализации является массовизация высшего образования. С другой стороны, как негативную тенденцию следует отметить резкое расширение платного образования, сокращение доступности качественного образования, узкую специализацию обучаемых, что обусловливает незащищенность работников перед постоянно меняющейся экономической ситуацией и игнорирование персональных предпочтений в сфере обучения.
Разрастание транснациональных структур инициирует кризис традиционного университетского образования. Классическое образование, подстраиваясь под изменяющуюся общемировую конъюнктуру, становится фрагментарным, более коммерциализированным, происходит переориентация задач с фундаментальных на прикладные в соответствии с потребностями бизнеса, нацеленного на сиюминутную выгоду. ТНК финансируют классические университеты, поддерживая и поощряя прикладные исследования. Образовательная политика университета приобретает рыночный характер, возрастает ее зависимость от коммерческих интересов корпораций. Фактор многоаспектности (многоваринтности расписаний) учитывается в образовательных стратегиях ТНК. Авторы словаря подчеркивают важность учета в образовательном процессе тенденций и перспектив социоприродного развития, разрушающего воздействия на биосферу организованного человеческим разумом труда, что, к сожалению, не находит отражения в образовательных тренингах ТНК. См. ТНК. Транснационализация социально-экономического пространства. Транснационализация структуры техносферы.