Техника – понятие, которое является мегакатегорией для философии техники. Ясное интуитивно, оно до сих пор не имеет общепринятого смысла. Не только в обыденном языке, но и в философских исследованиях под техникой понимают различные объекты и явления. Понятие «техника» образовано от греческого «технэ». Это слово переводится как «мастерство», «искусство», «умение», «ловкость». Оно стало употребляться в античную эпоху, и область его определения включала ремесло и искусство. Платон, излагая свои концепции, пользовался понятием «технэ», понимая под ней всякую деятельность человека. Видимо, это смешение объяснялось неполным осознанием его творческой сущности, показывая только начинающееся выделение технической, инструментальной активности человека из других видов его деятельности, прежде всего теоретической. Лишь Аристотель формулирует различие между наукой, искусством и ремеслом: произведения искусства и науки отличаются от ремесленного произведения наличием в них определенного принципа и метода построения, в то время как ремесло основано только на привычках, на слепом подражании одного мастера другому. Только в эпоху Возрождения понимание техники окончательно оформилось: ее рассматривали в качестве искусственных предметов, служащих для посредничества между природным материалом и человеческой деятельностью. Поскольку в течение многих тысяч лет техника представляла собой ручные орудия труда, то ее место в общей картине человеческой жизни считалось очевидным – в качестве дополнения и улучшения органов человеческого тела. С течением времени функции техники расширялись, все большая сфера деятельности человека попадала в зависимость от технических средств и потребовался пересмотр отношения к технической реальности. Постепенно предметная область, охватываемая категорией «техника», становилась все шире, и ее значение также все дальше удалялось от первоначального.
С самого возникновения философии техники возникла проблема определения исследуемого объекта. Основоположники этой дисциплины рассматривали технику в широком контексте человеческой деятельности – как совокупность создаваемых людьми средств, которые позволяют им использовать естественные материалы и процессы для удовлетворения своих потребностей. Основатель философии техники Э.Капп понимал технику как «органическую проекцию», усиливающую возможность органов человека. Первые орудия труда представляли собой непосредственную проекцию человеческих органов, некое продолжение, подкрепление, усиление его организма. Первое и главное орудие, которым человек награжден от природы, – его рука, «орудие орудий»; затем появляются инструменты, создаваемые уже по образцу целых органов (глаз послужил образцом для всех оптических приборов и т.п.
Уже в начале ХХ в. технику стали понимать расширительно – как глубинный аспект культуры. Сейчас все чаще говорят о музыкальной, мыслительной, спортивной технике, о технике мышления и запоминания, о психотехнике… Как отметил В.М.Розин, предложенные до сих пор философской мыслью определения техники сводятся в два: узкое (техника – совокупность искусственных устройств, использующих силы и энергии природы и созданных человеком из элементов природы для решения конкретных культурных задач) и широкое (техника – глубинный аспект культуры, «искусственный организационный прием, усиливающий, улучшающий или облегчающий» действие человека). Первое определение – традиционное – воспринимает технику как совокупность материальных, искусственно созданных устройств, использующих силы и энергии природы, чтобы удовлетворять потребности человека.
Но более распространенным на сегодняшний день является широкое понимание техники как универсальной методики человеческой деятельности. Так, Ф.Рапп приводит много определений техники, распространенных в немецкой литературе: прикладное естествознание; комплекс инструментов и средств; воля к власти и подчинение природы; «открытие» и «упорядочение» природы; реализация идей; самосохранение человека; освобождение от ограничений природы; создание искусственной среды; опредмечивание человеческой деятельности. Технику понимают как все, что придает человеческому желанию материальную форму (М.Эйт); как реальное бытие, возникшее под влиянием идей из природно данной наличности (Ф.Дессауэр); как все, чем человек располагает (кроме самого себя) для того, чтобы изменить свойства объективного мира и достичь поставленной цели (Л.Тондл) и так далее. Х.Ленк, суммируя определения техники, выделил девять толкований: в них входят и «система средств, которая служит вообще облегчению и формированию нашего бытия», и «выражение стремления человека к эксплуатации и власти», и «самоосвобождение человека через его собственную деятельность», и «прогрессивная замена естественного мира созидающим самого себя культурным миром».
В.М.Розин подчеркивает двойственность феномена техники: с одной стороны, техника – это бытие интеллекта, сознания, с другой – бытие природы, реализация ее процессов, сил, энергий. С одной стороны, технические устройства являются средством и целью человеческой деятельности, с другой стороны – в технических устройствах всегда реализуются процессы, силы и энергии природы. Следовательно, техника, по В.М.Розину, – это деятельно-природное образование, симбиоз деятельности и природы. Она создает условия, при которых человек может удовлетворить потребности за счет природы. Натуралистическое представление техники, как подчеркивает В.М.Розин, уже неприемлемо. В современную эпоху, после научно-технической революции, должно измениться понимание техники: с одной стороны, как проявления сложных интеллектуальных и социокультурных процессов, с другой – как особой среды обитания человека, навязывающей ему ритмы функционирования. Хотя эмпирически техника дана как материальный объект (и тем самым, казалось бы, относится к объектам естественных и технических наук), но техника как объект изучения философии является скорее объектом гуманитарного познания. И современные проблемы, достигающие степени цивилизационного кризиса, утверждает В.М.Розин, вызваны не техникой как таковой, а сложившимся типом социальности, считающим, что благополучие человечества связано с развитием технологий, а социальные проблемы можно решать на основе техники.
В.М.Розин выделяет три основных дискурса техники, показывая, что, хотя исходные посылки этих дискурсов позволяют вести исследования в отдельных направлениях, ни один из них не может дать целостную картину технической реальности и, следовательно, не способен предсказать ее будущее:
- технократический (техника представляет собой систему средств, позволяющих обеспечивать жизнедеятельность человека и решать его проблемы, торможение научно-технического прогресса невозможно);
- естественно-научный (техника представлена как объективное явление, подчиненное своим закономерностям, открытие которых позволит прогнозировать техническое развитие и даже управлять им, а современные социокультурные условия считаются неизменными);
- социокультурный (техника понимается как аспект человеческой деятельности, соотнесенный с его бытием и реализуемый через определенные идеи и знания, иногда она редуцируется к другим аспектам культуры – ценностям, формам деятельности и рациональности).
Итак, понимание сущности техники постоянно изменяется по мере расширения сферы ее применения. Генезис категории «техника» характеризуется сначала приданием ей широкой области определения (техника как вся целенаправленная человеческая деятельность, преобразующая природу), затем – ее сужением (техника как совокупность орудий труда), а в современную эпоху – новым расширением (техника как целесообразная активность человека, приводящая к трансформации в любой области). Эти процессы могут быть объяснены, с одной стороны, постепенным осмыслением качественных различий между типами человеческой деятельности, а с другой – объективным процессом нарастающей интеграции техники со всеми сферами жизни современного человека. Если в предшествующие исторические этапы техническая сторона жизни могла рассматриваться независимо от остальных (религии, искусства, политики, морали), то современность характеризуется технологической насыщенностью всего существования человека – вплоть до форм общения и творчества.
Трудности с формулировкой определения этого понятия объясняются и тем, что мы имеем дело с развивающейся системой: по мере технического развития раскрываются, с одной стороны, новые сферы применения технологизации и рационализации, а с другой стороны – новые грани техногенного воздействия на человека. Изучение техники как совокупности материальных средств преобразования мира относится к ведению науки, поэтому ею используется в основном узкое понимание техники как средства человеческой деятельности (названное М.Хайдеггером «инструментальным»). Но философское познание неотделимо от субъективной, человеческой точки зрения, оно изучает комплекс «человечество в мире» и поэтому во всех исследуемых объектах находит антропогенные аспекты: значит, широкое понимание техники, стремящееся раскрыть ее сущность и видящее в ней человеческий способ бытия в мире, имеет философское значение и должно быть использовано именно в философском знании. Узкое понимание техники (в качестве отдельной реальности) остается содержанием общенаучного понятия, а техника как философская категория понимается как способ существования человека и его отношения к миру.
Итак, техника – это искусственное продолжение человеческих сил и умений (сначала – физических, теперь – и интеллектуальных). Цель техники – сознательное преобразование природы, общества и самого человека в соответствии с поставленными им целями. Ввиду связи техники с сущностью человека ее анализ не отделим от анализа ее взаимодействия с природой обществом.
Лит.: Бек, Х. Сущность техники / Х.Бек // Философия техники в ФРГ. – М., 1989; Волков, Г.Н. Техника / Г.Н.Волков // Философский энциклопедический словарь. – М., 1983; Воронин, А.А. Периодизация истории и проблема определения техники / А.А.Воронин // Вопросы философии. – 2001. – №8; Горохов, В.Г. Междисциплинарные исследования научно-технического развития и инновационная политика / В.Г.Горохов // Вопросы философии. – 2006. – №4; Ленк, Х. Размышления о современной технике / Х.Ленк. – М., 1996; Попкова, Н.В. Введение в философию техники / Н.В.Попкова. – Брянск, 2007; Попкова, Н.В. Философская экология / Н.В.Попкова. – М., 2010; Розин, В.М. Подходы и методы изучения техники и технологии / В.М.Розин // Традиционная и современная технология. – М., 1998; Розин, В.М. Понятие и современные концепции техники / В.М.Розин. – М., 2006; Степин, В.С. Философия науки и техники / В.С.Степин, В.Г.Горохов, М.А.Розов. – М., 1995; Тавризян, Г.М. Философы ХХ века о технике и «технической цивилизации» / Г.М.Тавризян. – М., 2009; Шлёкин, С.И. Техника: Современные проблемы развития / С.И.Шлекин. – М., 2010.