Социализация (от лат. socialis – общественный) – сложный процесс усвоения индивидами и дальнейшего развития обществом и определенными группами индивидов социально-культурного опыта – трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в общественные отношения вместе с формированием у него социальных качеств. «В достижении индивидом необходимой ступени социальной зрелости, в становлении его субъектом труда, общения и познания, – отмечает, например А.Ф.Полис, – «онтогенетический» смысл процесса, называемого социализацией». Это также и процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных и иных положительных качеств, соответствующих определенной эпохе развития человечества. При этом биологические свойства человека функционируют и в определенных пределах изменяются в процессе социализации, взаимодействия и интеграции с его социальными качествами. Термин «социализация» приобрел широкое распространение, он близок к таким понятиям, как «воспитание», «развитие», «социально-педагогический процесс», хотя с ними не совпадает. Основной смыл социализации заключается в обеспечении и углублении преемственности социального развития, а вместе с тем и всестороннего развития отдельного индивида. Если, например, основными социальными институтами, на базе которых происходила социализация детей и молодежи, в аграрно-традиционном обществе были патриархальная семья, община и церковь, то в сейчас мы можем насчитать десятки сильно действующих на сознание человека таких институтов – семья, школа, техникум, вуз, поселенческая среда (город, или село), клуб по интересам, церковь, средства массовой информации, лагерь отдыха и т.п.
Существенные изменения всегда происходили и происходят в социализации человека при переходе человечества от одной эпохи к другой. Особый поворот в жизни населения произошел, когда человечество перешло от собирательства и охоты к земледелию, к оседлому образу жизнедеятельности и когда вместе с земледелием утверждались новые традиции и нормы нравственности. Социализация здесь предполагала утверждение коллективистских форм жизнедеятельности, совместное преодоление трудностей, с которыми встречались племена и общины. С образованием же городов в земледельческую эпоху намечаются определенные изменения в городской социализации, особенно связанные с классовым расслоением общества, когда социализация приобретает классовый характер. Имущие классы заинтересованы в воспитании своих наследников, передаче своих богатств, в дальнейшем их накоплении. Тем не менее самый массовый класс (земледельцы, крестьяне, которых даже в 1800 г. насчитывалось около 90% при 95% сельских жителей) определял основной дух социализации – следование традициям и обычаям, которые были выработаны всеми народами на протяжении многих тысячелетий. Хотя земледельческие культуры разных народов имели свои особенности, но главным оставалась преемственность подрастающего поколения в освоении выработанной веками земледельческой культуры, которая давала жизнь семье и общине, поддерживая коллективистский образ жизнедеятельности. С развитием производительности труда, с его разделеним на физический и умственный, на земледельческий и ремесленный, на аграрный и промышленный труд получает и «дробление» характер социализации людей, хотя крестьянская социализация являлась ведущей. Особое место здесь отводится распаду общины на Западе, когда примерно полторы тысячи лет назад отдельные семьи стали выходить из общины, образуя свое домашнее хозяйство. В России выход из общины с частью общинных земель стал возможным не сразу после отказа от крепостного права в 1861 г., а только в 1910 году с принятием соответствующего закона.
С процессом образования городов и их историческим развитием можно выделить городскую и техногенно-урбанистичекую социализацию. Городская социализация охватывает период от образования городов в эпоху земледелия около 5 тыс. лет назад до начала Х1Х в., когда промышленная революция породила новый тип городов – промышленных, а вместе с ними и урбанизацию. Если городская социализация имеет свою специфику социализации в границах традиционно-земледельческого общества, то техногенно-урбанистическая социализация становится в определенном смысле прообразом современной социализации, поскольку в постземледельческом обществе утверждается урбанистический образ жизнедеятельности населения – от промышленно-городского до техногенно-городского, когда города превращаются в техносферные многомиллионные анклавы, в которых стремительно нарастает не только разрушение биосферных пространств, но и биосферного человека. Именно в городах окончательно разрушается традиционно-земледельческий образ жизнедеятельности и утверждается современный, порожденный быстро меняющимися типами городов, сливающимися в единый геотехнополис. Именно в эту эпоху разрушается коллективистский человек и становится индивидуально-эгоистический, характеризующийся не только отрицательно. «Реально осуществляемая социализация, – как отмечает А.Ф.Полис, – необходимо предполагает свою противоположность, т.е. индивидуализацию, становление человеческой личности со всей присущей ей уникальностью и неповторимостью».
Особое значение социализация приобретает в условиях современной противоречивой эпохи, когда она может успешно осуществляться только при глубоком проникновении в сущность техногенного общественного развития. Она в значительной степени продолжается в формах, когда человечество «купалось» в биосферной природе и относилось к ней как к бесконечной мастерской, удовлетворяющей потребности самых различных слоев населения. Сейчас же социализация должна исходить из системного социоприродного развития земного мира, из критического осмысления достижений наиболее цивилизованных стран, из необходимости решения глобальных проблем, утверждения гуманизма в новых условиях, сохранения биосферы и биосферной жизни. В условиях нынешнего техногенеза социализация уже включает и техногенную социализацию биоприроды и человека. Понятие техногенной социализации существенно отличается от уже употребляемого в философии и науке понятия «техносоциализация», которое в основном отражает социализацию человека в мире техники и технологий, их органического воссоединения с человеком в процессе его жизнедеятельности. Действительно, человек срастается с новым созданным им техническим миром, и это происходит ежедневно, ежечасно. Он должен не только ориентироваться в своем поведении сообразно с наличием техники, ее перемещениями или даже угрозами для здоровья и жизни, но в своей профессиональной деятельности овладеть глубокими знаниями о технике и технологиях, научиться их высококачественно конструировать, управлять ими, совершенствовать их и т.п. В данном случае техника не только представляет по отношению к человеку нечто внешнее, но она сливается с ним в его материальной и духовной культуре, становится неотъемлемой частью его жизнедеятельности.
Что касается понятия «техногенная социализация», то в это понятие по своему объему входит и понятие техносоциализации, в котором «техно» присутствует в его узком значении – значении техники (и технологии), а также входят и другие составляющие, определяющие его особую природу. В условиях техногенного общественного развития техногенная социализация охватывает более широкий аспект понимания техногенности, чем принято сейчас в науке. Уже само понятие «техносфера» включает не только технику и технологию, но практически все неживое материально-искусственное, созданное и создаваемое человечеством. Сверхактивность техносферы проявляется в связи с расширением создания промышленностью искусственных, синтетических веществ, которых, по некоторым данным, насчитывается более 10 млн и весьма большое число которых являются ксенобиотиками для разных живых биологических организмов, отравляющих их в той или иной степени. Техносфера вступает во взаимоотношения с биологическим живым веществом, трансформируя его, изменяя его структуру, состав химических элементов, биохимические реакции, биохимический круговорот веществ и т.п. О таком биологическом веществе, измененном под воздействием сложного техногенного общественного развития, можно говорить как о техногенном биологическом веществе. При этом следует различать живое техногенное биологическое вещество и техногенное биогенное вещество, которое целенаправленно создается человеком или же которое – результат умирания живого техногенного биологического вещества.
С этих позиций мы и рассматриваем техногенную социализацию человека как весьма широкий процесс интеграции его с техникой, техносферой, искусственными биогеохимическими явлениями современного техногенного мира. Такая интеграция уже привела к тому, что в организме городского (т.е. крайне выраженного техносферного) человека уже сейчас специалисты насчитывают до 2 тыс. искусственных включений – от технических функциональных органов до различного рода синтезированных веществ. Среди техногенных трансформаций крайне быстро заменяются искусственными разрушающиеся органы чувств, особенно зрения и слуха, среди них такие внутренние органы – искусственное сердце, кровь, почки, кожа, зубы и т.п. Только за десять лет (1999-2009) у людей в возрасте от 18 до 30 лет в 300 раз возросло количество случаев обращений в поликлиники по поводу болезней глаз и потери зрения. Особую опасность представляет негативная «социализация» на основе изменения техногенным обществом биосферных биогеохимических процессов, которые (изменения) представляют собой быстро растущую стихию в условиях развития современной либерально-экономической цивилизации, навязываемой человечеству сейчас элитными «жирными котами». Итогом такой социализации является крайне сильное разрушение иммунной и репродуктивно-половой системы человечества. Так, если в составе спермы российских мужчин в 70-е годы ХХ в. находилось еще примерно 70% активных сперматозоидов, то сейчас уже только половина, что вызывает рост бездетности и искусственного оплодотворения. Появились также и сообщения, что самцы зубров в Беловежской пуще перестали воспроизводить стадо из-за ухудшившихся экологических условий, то есть нарастание техногенности в современном мире сказывается пагубно не только на человеке, но и на биосферной природе в целом. Э.Леруа, писавший в свое время о переходе биосферы в ноосферу под воздействием социализации (гоминизации в его понимании) биосферы на основе совокупного воздействия человечества на биосферу, не мог представить, во что выльется эта «гоминизация» биосферы и какой неосуществимой мечтой останется ноосфера для нас. См. Социализация: классы и типы.
Лит.: Демиденко, Э.С. Социальная педагогика: интеграция педагогики с социологией / Э.С.Демиденко // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1. М. – Тула, 1993; Полис, А.Ф. Единство социального и биологического в гармоническом развитии личности / А.Ф.Полис. — Рига, 1981.