Промышленная революция конца XVIII – начала XIX вв. на Западе обозначила разрыв с биосферными технологиями и переход на искусственные, что привело к изменениям во всех сферах жизни и к формированию общества, называемого индустриальным. Его основной характеристикой признана преобладающая роль технических средств (особенно машинного производства) при создании условий человеческой жизни.
Коренная перемена самоощущения человечества началась гораздо раньше промышленной революции, сделав ее возможной. Эта социокультурная подготовка к следующему, индустриальному этапу промышленного развития началась в начале нашей эры и совпала с распространением мировых монотеистических религий, для которых был характерен совершенно новый взгляд на природу, как на предназначенную Богом для человека, а значит, – подчиненную ему. Именно человек – «венец творения», «образ и подобие» Бога, сотворенный специально для того, чтобы управлять земным миром. Только в результате этого идеологического перехода люди осознали себя главными из живых существ.
Активность человека в переделке внешнего мира получила ценностную санкцию и была признана закономерной. Впервые новое, искусственное, изобретенное человеком, стало восприниматься более ценным, чем естественное, созданное природой или традиционное, унаследованное от предков. Но для практической реализации этой установки потребовался значительный исторический срок, поскольку религиозно понимаемое усовершенствование природы мыслилось в духовно-нравственной области, а считавшийся необходимым для духовного роста аскетизм вел к ограничению материальных потребностей. Поэтому трансформация социокультурной среды в результате возникновения мировых религий носила двойственный характер: с одной стороны, она стимулировала преобразование природы, но с другой – направляла основные его импульсы в нематериальную область, к формированию внутреннего мира человека. Лишь падение влияния религии, нейтрализовав вторую группу факторов, привело к формулировке новой цели: покорения природы с помощью технических средств ради улучшения жизни. Само техническое развитие в средние века замедлилось, техногенная среда в известной мере подверглась деградации.
Но все же имелись не только социокультурные, но и техногенные предпосылки для нового этапа технологического развития. К ним можно отнести использование в технических целях не только биовещества и биосферных процессов (которые модифицировались и превращались в сырье и технологические процессы), но и применение вещества и энергии небиологического происхождения, создание новых материалов и прежде всего изобретение технологических цепочек, не имеющих аналогов в природе. Именно ведущая роль технологического взаимодействия с неживым веществом станет отличительным признаком новой ступени технического развития. Фактический переход к новому типу хозяйствования – индустриальному – был вызван присоединением к уже имеющейся идеологической базе экономической необходимости. Она появилась по мере исчерпания возможностей совершенствования агротехнологий, уже не способных обеспечить растущее население. Закономерности функционирования биоценоза жестко определяют максимальную долю вещества и энергии, достающуюся верхнему звену пищевой пирамиды. Человечество в течение нескольких тысячелетий совершенствовало агротехнологии, стремясь достигнуть этого максимума (например, сводя к минимуму конкуренцию других биологических видов, известных под названием сорняков и вредителей). Но, считает Э.С.Демиденко, прогрессу земледельческого общества были положены биосферные ограничения, которые кроются в самой природе биологических производительных сил – в постоянстве количества живого вещества на Земле, в ограниченных возможностях растительного мира. Потребовались качественно новый способ взаимодействия человека с биосферой и новая ступень удаления человека от нее.
К ХVIII в. произошло на Западе обновление большинства традиционных обычаев, привычных взглядов на человека и природу. Идеалом эпохи стал энциклопедически образованный человек, сведущий и в науке, и в искусствах, и в технике, который не ищет вечную истину и не служит надмирной идее, а находит эффективные способы решения конкретных задач. Новое считалось самоценным, по определению лучшим, чем старое. Взгляд на природу как живой организм или обиталище богов исчезал: порядок вещей стал оцениваться с точки зрения человеческой личности и ее интересов. В.С.Степин подчеркивает, что именно понимание природы как упорядоченного, закономерно устроенного поля, в котором человек, познавший законы природы, способен поставить под контроль внешние объекты, и привело к сознательному созданию технологий, которые искусственно изменяли природный процесс и ставили его на службу человеку
Итак, человек стал рассматривать природу как неисчерпаемый источник материалов и энергий, а также поставил целью сознательное приспособление ее к своим нуждам. Выдвигались новые идеалы: объективной науки, способной решить практические задачи теоретическими средствами, и эффективной технологии, основанной на теории. Развивалось техническое изобретательство, генетически связанное с научной деятельностью: многие экспериментальные научные установки стали прообразами для промышленных. Изобретения приветствовались и рассматривались как предназначенные для внедрения. Это и стало социокультурными предпосылками для технологического скачка. Именно поэтому несколько очередных технических изобретений внезапно привели к началу лавинообразных преобразований всей промышленной сферы.
Иногда началом промышленной революции считают 1764 г., когда были запатентованы два великих изобретения: многоверетенная механическая прялка Дж. Харгривса и паровая машина Дж.Уатта. Так, Д.Белл называет именно изобретение паровой машины первой технологической революцией. Напротив, Л.Мамфорд считал первопроходцами механизации ряд изобретений ХVI века: линзы (расширяющие возможности зрения), типографский станок и механические часы (давшие возможность точного измерения времени и контроля над ним), так как механизация началась с контроля за временем и пространством.
Появлялись и собственно социоприродные предпосылки индустриализации. Они заключались в исчерпании возможностей биосферы (даже преобразованной с помощью агротехнологий) удовлетворить потребности человечества и в обращении активности людей в направлении небиосферного вещества, ископаемых. Рост населения Земли привел к тому, что земледельческие технологии уже не могли обеспечить его снабжение: возможность экстенсивного расширения сельскохозяйственных угодий была исчерпана, как и способность природной среды компенсировать образующиеся искажения. Требовался новый способ социоприродного взаимодействия, способный удовлетворить потребности растущего населения, и он был найден на путях рационализации трудовых процессов.
Как и смена собирательного общества аграрным, переход от аграрного общества к индустриальному многими исследователями выводится из социоприродного фактора: обострения противоречий между доступными человечеству способами получения продукции и возможностями биосферы. Индустриальная революция, по мнению А.П.Назаретяна, стала ответом на возникший кризис сельскохозяйственной цивилизации. Н.Ф.Реймерс также считает, что к рубежу промышленной революции назрел очередной экологический кризис, заключающийся в сведении лесов и общем истощении растительных ресурсов (что и привело к росту использования ресурсов минеральных). Переход от земледельческой цивилизации к промышленной был обусловлен, согласно исследованиям А.М.Ковалева, ростом численности населения, истощением природной среды, ограничением свободных территорий (где в предшествующие столетия размещалось избыточное население), новыми производственными возможностями и необходимостью применить развивающиеся возможности человека. Следовательно, необходим стал переход от потребления того, что произведено природой, к потреблению того, что производится самим человеком при помощи орудий труда. Целью промышленной революции было преодоление технологической зависимости от окружающей природной среды: люди стремились обеспечивать свою жизнь, не разыскивая участки с благоприятным сочетанием естественных условий, а компенсируя недостающее технологическими путями. По словам А.М.Ковалева, промышленная революция закончила период природно обусловленного существования человечества и привела к приоритетной зависимости его жизни от социальных отношений (сделав необходимой их коренную трансформацию для достижения их адекватности природе людей).
Социоприродный смысл промышленной революции заключается в освобождении технического производства от биосферных рамок. Стали разрабатываться способы получения необходимых человеку изделий непосредственно из небиосферного вещества, минуя биологические цепочки и заменяя их технологическими. Следовательно, начиная с промышленной революции производительные силы, по словам Э.С.Демиденко, преодолевают свою природную технологичность и переходят на «надприродный» уровень своего развития. Итак, в результате промышленной революции сформировались наукотехнические производительные силы (основанные уже не на физической мощи человечества, а на его коллективном разуме, выраженном в форме научной рациональности).
Лит.: Демиденко, Э.С. Ноосферное восхождение земной жизни / Э.С.Демиденко. – М., 2003; Демиденко, Э.С. Формирование метаобщества и постбиосферной земной жизни / Э.С.Демиденко. – М.-Брянск, 2006; Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М.Кастельс. – М., 2000; Ковалев, А.М. Промышленная цивилизация и судьба России / А.М.Ковалев. – М., 2003; Попкова, Н.В. Введение в философию техники / Н.В.Попкова. – Брянск, 2006; Попкова, Н.В. Философия техносферы / Н.В.Попкова. – М., 2007.