Поляризация стран мира по степени индустриального развития – социально-экономическое и научно-технологическое противостояние между техногенными и традиционными обществами. Это также противостояние между более развитыми и менее развитыми техногенными социумами по степени диспропорций в социально-экономическом развитии стран мира и их участии в глобальном процессе воспроизводства (производства, обмена, рапределения и потребления) не только информационно-наукоемких технологий, но и всей продукции, производимой мировым сообществом. Такая поляризация подразумевает закрепление межстранового социально-экономического и технологического неравенства, то есть экономическое, научное и технологическое доминирование наиболее развитых стран, транснациональных корпораций и финансовых элит мира.
Технологическое и экономическое превосходство развитых стран Запада и Японии в производстве научной и социально значимой информации и наукотехники являются основными факторами межстранового неравенства. В настоящее время, по данным ООН, 15% населения живет в богатых странах, 78% – в бедных, 7% – в странах с переходной экономикой. Межстрановое неравенство поляризует страны мира на два лагеря – страны с развитым хозяйством и развитой информационной экономикой и страны с традиционной, аграрной экономикой (но уже с использованием машинных технологий), стоящие на разных уровнях технико-экономического развития. Традиционный (аграрный) тип цивилизации, но уже опирающийся во многом на достижения НТР, сохраняется и в наши дни, наряду с индустриальными и постиндустриальными общественными системами. Дальнейшее восхождение наукотехники сопровождается углублением неравенства в мире, ухудшением условий существования основной (непрерывно увеличивающейся) части человечества за счет ускорения развития и роста благосостояния его сокращающегося (и стареющего) меньшинства в развитых странах. К традиционным цивилизациям относится большинство стран, вступающих и вступивших на путь индустриального строительства, но задержавшихся в своем развитии из-за многих объективных причин, и прежде всего неспособности конкурировать с развитыми странами.
Дисбаланс в социально-экономическом развитии стран мира продолжает нарастать. Так, пятая часть всего населения Земли, живущего в странах с наибольшими доходами, производит 86% мирового ВНП (валового национального продукта), на них приходится 82% экпортных рынков, 68% прямых иностранных инвестиций, 74% телефонных линий и т.д. А на пятую часть наибеднейшего населения планеты приходится менее 1% по каждой из перечисленных позиций. Более того, каждый ребенок, родившийся в развитой стране мира, потребляет в 20-30 раз больше ресурсов, чем ребенок в стране третьего мира. Большая часть населения беднейших развивающихся стран, или «мировой деревни», живет ниже черты бедности – это примерно 1,2 млрд человек (22% населения планеты), которые существуют менее чем на 1 долл. в день, а наиболее богатые, промышленно развитые и урбанизированные страны находятся на вершине экономического и технико-технологического прогресса. В целом же, по данным ООН, примерно половина населения планеты проживает за чертой бедности, их дневной прожиточный минимум составляет около 2 долл. на человека в день. Больше всего бедняков в Южной Азии и Африке. Развитые страны постепенно уменьшают финансовую поддержку отсталых регионов ввиду невыгодности таких вложений и замыкаются на решении собственных задач. В последнем десятилетии ХХ в. помощь развивающимся странам сократилась в 1,5 раза – до 0,25% ВНП развитых стран против планируемого ООН 0,7% ВНП. На фоне прогресса развитых стран усугубляются проблемы развивающегося мира.
Научно-технический прогресс и доступ к финансовым ресурсам обеспечили благоприятные возможности постиндустриального мира для многолетнего качественного хозяйственного роста, при этом его развитие становится самодостаточным, не сдерживается ограниченным характером естественных ресурсов и специализацией на производстве материальных благ, а определяется созданием технологий будущего. Отсталые регионы ввиду своей информационно-научной некомпетентности специализируются на энергоемких отраслях и аграрном хозяйстве, что усугубляет неравноправность мировых экономических отношений. Собственные наукоемкие технологии в отсталых регионах практически не создаются, а товары, созданные в развивающихся странах на базе импортных технологий, экспортируются в развитые страны. Технологический разрыв между регионами «золотого миллиарда» и отсталыми странами с каждым годом усиливается. Образуется своего рода информационно-технологический колониализм зависимости экономик развивающихся стран от деятельности развитых стран, международных финансовых институтов и глобальных корпораций. Кроме того, население развивающихся стран стремится к перенесению модели и образа жизни жителей стран техногенной цивилизации на собственную национальную основу, что приводит к еще большим нагрузкам на естественную природную среду (ведь ресурсопотребление стран «золотого миллиарда» пятикратно превышает аналогичный показатель для развивающихся стран). См.: Техногенное общество. Процессы социотехноприродной глобализации.
Лит.: Делягин, М. Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис / М.Делягин. – М., 2008; Демиденко, Э.С. Техногенное общество и земной мир / Э.С.Демиденко, Е.А.Дергачёва, Н.В.Попкова. – М; Брянск, 2007; Демиденко, Э.С. Техногенное развитие общества и трансформация биосферы / Э.С.Демиденко, Е.А.Дергачева. – М., 2010; Дергачева, Е.А. Тенденции и перспективы социотехноприродной глобализации / Е.А.Дергачева. – М., 2009; Дергачева, Е.А. Информационно-образовательный аспект техногенной поляризации стран мира / Е.А.Дергачева, К.В.Дергачев // Проблемы современного антропосоциального познания. – Брянск, 2006. – Вып. 4.