Общество потребления – одно из названий общества второй половины ХХ века. У.Ростоу первым назвал состояние развитых капиталистических стран «обществом потребления». В нем экономическое развитие, умножая количество вещей, приводит к утрате духовных ценностей. За материальные блага люди платят свободой и духовностью. Для большинства пределом мечты становятся сытая праздность и механизированный комфорт. Техника становится самоцелью, а человек – придатком к машине; пропаганда управляет сознанием и поведением людей. Она, по словам Е.И.Сапожникова, организует жизнь людей, манипулируя культурными кодами, инициирующими потребительские психологические установки. На вершине ценностей этого общества – покупка и регулярное обновление вещей, при этом на первый план выходят не потребительские качества товара, а престижность обладания им: товар становится признаком социального статуса. Итак, потребление – основа и цель данного общества.
В этом обществе изменилась, как отмечает Л.Е.Гринин, моральная оценка развлечений и безудержного потребления. Прежняя система ценностей учила много работать и экономить, внушала, что «делу время – потехе час». Сегодня раздаются призывы развлекаться, наслаждаться, не пропустить удовольствие, а много работающие люди осуждаются: они получили название трудоголиков.
Лит.: Бодрийяр, Ж. Общество потребления / Ж.Бодрийяр. – М., 2006; Гринин, Л.Е. Феномен информационного общества: «люди известности» / Л.Е.Гринин // Философия и общество. – 2004. – №2; Лейбин, В.М. Пределы роста / В.М.Лейбин // Глобалистика: Энциклопедия. – М., 2003; Попкова, Н.В. Антропология техники: Становление / Н.В.Попкова. – М., 2009; Попкова, Н.В. Философская экология / Н.В.Попкова. – М., 2010; Сапожников, Е.И. Общество потребления в странах Запада / Е.И.Сапожников // Вопросы философии. – 2007. – №10.