Ноосфера – распространенное в современной литературе обозначение для наступающего состояния Земли, характеризующегося определяющей ролью человеческой деятельности. Согласно В.И.Вернадскому, ноосфера – эволюционная стадия биосферы, возникающая при взаимодействии природы и общества в результате преобразующей мир творческой деятельности человека.
Название для нового этапа развития Земли было предложено французским ученым Э.Леруа, который указал, что переход от биосферы к ноосфере связан с совокупным воздействием человечества на природу. Разум, возникающий в результате развития материального мира, постепенно становится ведущим фактором этого развития: человек включает все существующее в свою деятельность и перестраивает мир. Позднее идею о формировании человечеством ноосферы, «сферы духа», зародившейся в биосфере, но все более независимой от нее, принял и П.Тейяр де Шарден. Таков результат осознанной трансформации мира человеком, третий этап развития Вселенной, после неорганического и органического миров; ноосфера как гармонизированная общность живого и неживого, по мнению П.Тейяра де Шардена, имеет пределом «точку Омега» – скачкообразный переход в состояние единого разумного организма.
Но как Э.Леруа, так и П.Тейяр де Шарден видели в ноосфере отвлеченное понятие, допускающее множественные толкования – вплоть до оккультных. На научную базу поставил эти философские прозрения В.И.Вернадский, доказавший не только возможность возникновения нового этапа социоприродного развития, но и его закономерное воплощение по мере воздействия человека на биосферу. В.И.Вернадский, создав концепцию биосферы как целостной системы взаимодействия живых организмов на Земле, показал уникальность положения человечества и предложил обширную программу преобразовательной деятельности человечества в отношении естественных процессов. Он отмечал важную роль как техники, так и социальных форм человеческого взаимодействия в процессе ноосферизации природы. В.И.Вернадский подчеркивал, что человек стал крупнейшей геологической силой: биосфера перерабатывается им. В.И.Вернадский считал причиной нового этапа в геологической истории Земли создание «культурной биогеохимической энергии» – продукта человеческого разума, а ее рост (не только в результате развития собственно научного знания, но и усовершенствования социальной обстановки) – причиной перехода биосферы в ее новое состояние, ноосферу. По наблюдениям В.И.Вернадского, человечество уже стало преобладающей силой среди геологических процессов: объем горных пород, извлекаемых из глубин Земли, уже больше объема всех лав, выносимых вулканами, появляются и новые вещества, нехарактерные для биосферы (В.И.Вернадский считал таковыми чистое железо и чистый алюминий – что он сказал бы о полимерах?), на состав вод и климат влияет именно человечество – и так далее. В.И.Вернадский показал, что разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития планеты: антропогенным путем уже изменены состав химических элементов и скорость их миграции в биосфере. Эпохой создания ноосферы в трудах В.И.Вернадского, как правило, называется ХХ век, когда, собственно, научная мысль и стала геологически заметным фактором. Разговорам о предстоящем крушении цивилизации и самоистреблении человечества он противопоставил убежденность в неизбежности ноосферного перехода. Страхи перед гибелью человечества, согласно В.И.Вернадскому, лишены основания: основная предпосылка становления ноосферы – единение человечества, которое уже реализуется, возникновение общечеловеческих процессов в ходе научно-технического развития показывает неизбежность сознательного регулирования всех сторон жизни людей. Биосфера неизбежно, рано или поздно, перейдет в ноосферу. В.И.Вернадский считал идущий процесс перехода биосферы в ноосферный этап закономерным следствием развития человечества, очередным этапом эволюции Вселенной.
Созданная В.И.Вернадским концепция ноосферы как самоорганизующегося мира ориентирует не только на осознанную трансформацию биосферы, но и на коэволюцию человека и природы. Она должна дополняться современными исследователями, обладающими как историческим опытом второй половины ХХ века, так и новейшими достижениями науки. Но с того времени, когда им развивалась концепция ноосферы, прошло более полувека; рост научных знаний и проявление новых тенденций социоприродного развития с необходимостью должны изменить наши взгляды на проблему. Принимая предложенную концепцию как методологический ориентир самоорганизации биосферы в коэволюции с человечеством, необходимо продолжать ее разработку, тем более что наступившая эпоха переносит проблему ноосферы из области философских рассуждений в область реальной практической деятельности.
Сторонники этой концепции считают, что ноосфера – еще не созданный идеальный мир, гармонизирующий деятельность человечества и сохранение биосферы, удовлетворение материальных потребностей и духовное развитие. Видя решение всех проблем на пути ноосферизации, они противопоставляют ей реальное положение дел, недолжное направление развития – техносферизацию. Целью человечества должно быть разумное преобразование природы Земли для того, чтобы сделать ее способной удовлетворить материальные и духовные потребности человечества. Научно-технический прогресс не является антагонистом биосферы – напротив, он необходим для ее совершенствования. Подобно тому как живое вещество, преобразуя косное, создает биосферу, так и человечество, преобразуя биосферу, создает ноосферу. Многие разделяют эту точку зрения и призывают к скорейшему построению ноосферы.
Но далеко не все ученые согласны с этим, подвергая сомнению саму возможность человечества изменять в лучшую сторону облик планеты и предупреждая, что техника – зло и на пути дальнейшего техносферного роста может ждать лишь биосферный коллапс и полное вырождение человечества. Недоверие к позитивным возможностям антропогенного воздействия хорошо подкреплено фактически, и современные тенденции социоприродного развития склоняют именно к этому мнению, показывая техногенные воздействия на биосферу как источник не ее эволюции, а ее обеднения, загрязнения и деградации. Среди современных исследователей раздаются сомнения относительно возможности и даже желательности осуществления ноосферизации. Поэтому многие философы считают саму концепцию ноосферного перехода неверной, а шанс сохранения биосферы видят лишь на пути ограничения технологического развития. Э.С.Демиденко полагает, что нынешнее человечество разрушает биосферу и создает техно-ноосферный мир.
Таким образом, понятие «ноосфера» в современных философских исследованиях употребляется в разных значениях, отражая качественное различие мировоззрений; одни принимают ноосферу за будущее идеальное состояние биосферы, другие же – за нынешнее, техносферизированное и деградирующее. См. Техно-ноосфера.
Лит.: Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В.И.Вернадский. – М., 2003; Вернадский, В.И. Научная мысль как планетарное явление / В.И.Вернадский. – М., 1991; Демиденко, Э.С. Ноосферное восхождение земной жизни / Э.С.Демиденко. – М., 2003; Демиденко, Э.С. О ноосферном подходе к формированию ноосферной экологической концепции / Э.С.Демиденко // Проблемы современного антропосоциального познания. – Брянск, 2003; Попкова, Н.В. Философия техносферы / Н.В.Попкова. – М., 2007; Попкова, Н.В. Философская экология / Н.В.Попкова. – М., 2010; Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П.Тейяр де Шарден. – М., 1965; Яншина, Ф.Т. Ноосфера В.Вернадского:утопия или реальная перспектива? / Ф.Т.Яншина // Общественные науки и современность. – 1993. – №1.