Коэволюция – понятие, обозначающее совместное развитие природы и общества, и отличающееся от двух крайностей – смирения человека перед природой и господства над ней. Согласно принципу коэволюции, человечество должно не только изменять природу, но и само изменяться, приспосабливаясь к природе. Причиной биосферных нарушений сторонники коэволюции называют несовпадение скоростей двух видов развития – биологического и социального: общество, развиваясь по своим законам, оказывает столь мощное антропогенное воздействие на природу, что биосфера не успевает к нему приспосабливаться и деградирует. Поскольку именно человечество является субъектом целенаправленной эволюции, ему и надлежит ограничивать ее, примерясь к биосферным компенсаторным возможностям. Взаимообусловленные изменения обоих элементов, при котором деятельность человека вписывается в естественный круговорот вещества, приведет к возможности оптимального соотношения интересов человечества и биосферы. Итак, чтобы люди могли продолжать существовать в природной среде, они должны теперь измениться сами.
Среди российских сторонников коэволюции (как соразвития взаимодействующих элементов единой системы при сохранении ее целостности) – академик Н.Н.Моисеев. Он утверждал, что необходимо качественно изменить антропогенную нагрузку на биосферу, а значит, перестроить существенно общество. Человек, подчеркивал Н.Н.Моисеев, уже жил в условиях коэволюции – это было до неолитической революции, жизнь людей тогда вписывалась в естественный кругооборот веществ в природе. Человечество должно учитывать интересы природы: не только приспосабливать природу к своим потребностям, но и свои потребности адаптировать к возможностям (и потребностям) природы. Для достижения состояния коэволюции на человеческую деятельность должен быть наложен экологический императив: запретными станут те ее виды, которые могут повлечь необратимые изменения биосферы. При этом реализация экологического императива невозможна без императива нравственного – подчинения людьми своих потребностей и своей индивидуальности общественной необходимости. Это – ограничения в технической деятельности людей, нарушение которых может обернуться для человечества катастрофическими последствиями.
Но далеко не все исследователи разделяют эту концепцию. Ими (например, В.И.Даниловым-Данильяном) подвергаются сомнению принципы коэволюции. Человечество – часть биосферы, как можно говорить о коэволюции целого и части? Кроме того, возможна ли коэволюция ввиду большой инертности биосферы? Ее эволюция совершается созданием новых биологических видов: этот процесс гораздо медленнее, чем внедрение новых технологий.
Лит.: Введение в теорию устойчивого развития: Курс лекций. – М., 2002; Данилов-Данильян, В.И. Возможна ли «коэволюция природы и общества»? / В.И.Данилов-Данильян // Вопросы философии. – 1998. – №8; Данилов-Данильян, В.И. Коэволюция / В.И.Данилов-Данильян // Глобалистика: Энциклопедия. – М., 2003; Карпинская, Р.С. Философия природы: коэволюционная стратегия / Р.С.Карпинская, И.К.Лисеев, А.П.Огурцов. – М., 1995; Мазур, И.И. Баланс экологических компонентов / И.И.Мазур // Глобалистика: Энциклопедия. – М., 2003; Моисеев, Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции / Н.Н.Моисеев // Вопросы философии. – 1998. – №8; Попкова, Н.В. Философская экология / Н.В.Попкова. – М., 2010.