Концептуальная гуманная рациональность социоприродного развития – комплекс экологической, этической и социальной рациональностей, совокупное действие которых направлено на устранение негативных тенденций техногенной рациональности. Комплексная концептуальная гуманная рациональность социоприродного развития, соединяющая в себе разумное сочетание целей и ценностей, сможет ограничить разрушающее воздействие совокупности экономических, научных и технико-технологических факторов техногенного общества. Разработка такой рациональности должна лечь в основу стратегии выживания человечества и сохранения биосферы. Понятие введено Е.А.Дергачевой в 2005 г. в диссертации, а затем в монографии «Техногенное общество и противоречивая природа его рациональной трансформации».
Даже если человечество будет придерживаться рационально-ответственной стратегии природно-социального развития, перейдет от идеологии антропоцентризма к биосфероцентризму, общее направление эволюции системы «общество-природа» будет идти в сторону формирования все большей искусственности жизни. Следовательно, нужно сконцентрировать силы мирового сообщества на возрождении биосферы и биосферной жизни на базе объединения и использования всего мирового экономического потенциала.
Как известно, Ю.Хабермас ввел понятие коммуникативного разума, или коммуникативной рациональности, поскольку всеобъемлющий разум превратился в «инструментальный» и были утрачены первоначальный смысл и ценности рациональности – ориентированность на человека и его духовные потребности. И он ставит своей целью выработать теорию социальной рациональности. Сегодня же мы встречаемся с новыми явлениями земной жизни — социоприродным развитием, разрушением человека и биосферной жизни, поэтому новая теория рациональности должна опираться не только на социальные, но и природно-биосферные ценности. Необходимо гуманизировать экономическую, научную и технико-технологическую рациональности, чтобы препятствовать разрушительным процессам в технизирующемся обществе. Поэтому задача человечества на данном этапе нам видится в гуманизации техногенной рациональности. Это особенно важно признать при рассмотрении современных социотехноприродных изменений.
Анализ составляющих компонентов концептуальной гуманной рациональности социоприродного развития с учетом существующих в науке концепций показал следующее. Концепция экологической рациональности (В.И.Данилов-Данильян, К.С.Лосев) базируется на экологическом императиве (В.А.Кутырев, Н.Н.Моисеев), предполагающем согласование глобально-локальной деятельности человечества с развитием биосферы и ее возможностями. Принимая это положение, нами подчеркивается необходимость разработки концепции этической рациональности, которая должна стать ценностным ориентиром в борьбе за социобиосферное выживание. В основу этической рациональности должен лечь нравственный императив (И.Кант). Комплекс экологической и этической рациональности дополняется социальной рациональностью. Социальная рациональность – это эффективность социальной деятельности с учетом социоприродных её условий. Социальная рациональность должна быть направлена на повышение уровня и качества жизни населения, основанных на:
- повышении обеспеченности людей и степени удовлетворения их разумных природных, материальных и духовных потребностей;
- росте качественного потребления и реальных доходов; улучшении показателей состояния природного здоровья;
- повышении уровня и качества образованности, нравственности населения;
- воспитании разумных, гуманных потребностей и интересов, соизмеримых с безопасностью развития биосферы;
- создании гуманных основ современной техногенной цивилизации, основанных на приоритетности смысложизненных ценностей свободы, равенства, осознании ценности природы человека (социальной и биосферной, т.к. в современном мире люди значат меньше, чем деньги и власть);
- преодолении внутри- и межстрановых социальных контрастов и конфликтов, социально-экономической поляризации мира;
- поддержании основ и суверенитета национального государства (которые расшатываются в результате глобализации мира), культурных особенностей народа;
- развитии принципов гуманистического социализма для построения гражданского общества. Только в этом случае можно надеяться на демократизацию и гуманизацию цивилизации и формирование нового значения цивилизационной рациональности, пока еще остающейся техногенной.
Концептуальная гуманная рациональность социоприродного развития в будущем может стать эффективным противодействием техногенной рационализации мира. Комплексная концептуальная гуманная рациональность социоприродного развития, соединяющая в себе разумное сочетание целей и ценностей, сможет ограничить разрушающее воздействие совокупности экономических, научных и технико-технологических факторов.
Пути преодоления негативных аспектов экономической, научной и технико-технологической рациональности и формирования концептуальной гуманной рациональности могут быть представлены комплексом мер, предлагаемых ниже.
Первая группа мер должна быть направлена на гуманизацию, или ликвидацию существующего рыночного механизма. Механизм гуманизации направлен на:
- обеспечение устойчивого развития общества, его экономики с целью решения острейших задач – сохранения биосферы и биосферной жизни;
- содействие развитию экономики не в целях накопления несметных богатств в немногих семьях, а в целях повышения уровня и качества жизни народа;
- создание гуманизированного потребления и справедливого распределения материальных благ;
- установление качественного роста экономики, разумное использование механизмов рынка, преодоление однонаправленности его развития;
- создание социально-экономических и экологических ограничений рыночного механизма, учет последствий экономического роста в долгосрочной перспективе;
- создание благоприятных условий эконологической деятельности и повышения комплексной эффективности производства путем внедрения ресурсо-, энерго-, природосберегающих технологий и т.п.;
- существенное уменьшение масштабов, а в ближайшем будущем – прекращение экологически опасной хозяйственной и иной деятельности.
Вторая группа мер направлена на гуманизацию научной и технико-технологической рациональности. Для этого необходимо:
- придать научным исследованиям не утилитарно-целевой, потребительский, а ценностно-гуманный характер;
- установить приемлемый и безопасный уровень технизации земной жизни с целью избежания негативного воздействия техносферы на биосферу и человека;
- предотвратить разрушение естественных, биосферных условий человеческого существования и ограничить замену их искусственно-техносферными, особенно опасными для жизни человека;
- воспрепятствовать трансформации естественной жизни на биологическом уровне, включая и клеточно-генетический, непродуманной замене биосферных структур техноструктурами и ограничить применение несовершенных и опасных для здоровья людей биотехнологий;
- разработать на международном и региональных уровнях программы исследования наступивших экотехнологических трансформаций человека, а на их основе – программы укрепления его здоровья, здорового образа жизни;
- разработать новые социо- и биосферосовместимые технологии с целью расширения границ гомеостаза и освоения новых экологических ниш человечеством;
- просчитать краткосрочные и долгосрочные последствия научной и технико-технологической деятельности;
- провести комплексную социальную оценку изобретаемой техники и технологий, то есть рассматривать, наряду с техническими и экономическими их аспектами, социальные, этические, экологические и др.;
- провести ценностно-целевой, философско-этический анализ научной деятельности, вносить гуманные коррективы в науку для благоприятной биосферосоциальной будущности человечества;
- восстановить разумное сочетание научной и технико-технологической подсистемы со всеми другими подсистемами человеческой жизни, придать последней биосоциогуманную направленность, что требует ответственного контроля со стороны человечества, активного противодействия экономизации научной и технико-технологической рациональности.
Третья группа предлагаемых мер связана с образовательно-просветительскими программами формирования социально-экологического мировоззрения и предусматривает:
- просвещение людей в области социально и экологически допустимых масштабов человеческой деятельности, безопасной нагрузки на биосферу и бесплатный доступ к такой информации;
- повышение роли библиотек и образовательных учреждений различного уровня в воспитании экологически грамотных граждан, осознающих ценность естественной биоприроды человека и биосферы;
- разработку и поддержание не только стратегии охраны природы (непродуманного вмешательства в природные процессы), но и стратегии коэволюции с ней (соразвития при преобладании принципа биосфероцентризма, т.е. «интересов» природы) без нарушения процессов саморегуляции биосферы, и наконец, эффективного использования того запаса времени, который есть у человечества для предотвращения возможной глобальной антропо-экологической катастрофы.
Этот комплекс мер, противодействующих разрушающим тенденциям техногенной рациональности, должен лечь в основу гуманно ориентированного развития человечества и биосферы.
Именно развивая и совершенствуя концептуальную рациональность социоприродного развития, принимая экологически, этически и социально разумные меры, человечество сможет ограничить разрушающее воздействие техногенной рациональности. Это потребует от государств консолидации общемировых усилий. При всей очевидности нарастания искусственности будущего земного мира наша задача – сохранить и поддерживать эволюцию биосферы как основы жизни для наших потомков. См. Техногенная рациональность. Техногенное общество.
Лит.: Демиденко, Э.С. Техногенное развитие общества и трансформация биосферы / Э.С.Демиденко, Е.А.Дергачева. – М., 2010; Дергачева, Е.А. От техногенной рациональности к рациональности социоприродного развития / Е.А.Дергачева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. – 2008. – №1; Дергачева, Е.А. Тенденции и перспективы социотехноприродной глобализации / Е.А.Дергачева. – М., 2009; Дергачева, Е.А. Техногенное общество и противоречивая природа его рациональности / Е.А.Дергачева. – Брянск, 2005.