Искусственное и естественное

Автор: Попкова Н.В.

Искусственное и естественное. Разделение существующего на естественное и искусственное стало одним из первых последствий философского анализа человеческой деятельности, начинавшегося еще в античности. Так, Аристотель различал созданное «по природе» (в себе имеющее принцип самодвижения) и существующее «в силу иных причин» (не имеющее врожденного стремления к изменению). При этом наибольшая ценность античными философами признавалась за естественным (одушевленным и даже сакрализованным), а искусственное, «насильственно созданное» считалось второстепенным, менее совершенным. Позднее, в средние века, искусственным, строго говоря, оказалось все мироздание – как творение Бога. Лишь с эпохи Возрождения значение исследуемых категорий стало общепринятым: под естественным понималось сотворенное природой или Богом, а под искусственным – созданное человеком ради своих целей. Исследуемые понятия характеризовали два модуса происхождения систем и объектов, находящихся в контакте с человечеством. Первичной для философского анализа была категория «искусственное», которую прилагали к объектам, сознательно созданным людьми, и процессам, спланированным и инициированным человеком для достижения какой-либо цели. Содержание второй категории устанавливалось путем исключения. Естественными называли спонтанные процессы, не вызванные деятельностью человека и не зависящие от его сознательных намерений, а также объекты, им не созданные.

Философское осмысление любого объекта или явления подразумевает и его ценностный анализ. Поэтому в категории «естественное» и «искусственное» вкладывался и ценностный смысл, который зависел от того, как в данной культуре характеризовалась активность человека, направленная на изменение внешнего мира. В общем, нормативные системы, ориентированные на послушание природным ритмам и сложившимся традициям, оценивали естественное выше искусственного. Тезис о превосходстве созданного людьми над сотворенным природой был возможен лишь на определенной ступени развития человечества. Так, основой развития европейской цивилизации стало постепенное преодоление стихийности в природе, социальных отношениях и человеческой душе, замена их системой эффективных технологий. Для западной культуры деятельность – проявление высшего смысла человеческого бытия, условие существования общества. Естественным космическим силам европейское мировоззрение отказало в сакральности и разумности: стихийность природной среды была противопоставлена упорядоченности культуры. Это понижение мировоззренческого статуса природы сделало ее изменение людьми не только возможным, но и желательным (под видом ее усовершенствования). Современная цивилизация, поставив целью преобразование природы, долгое время предпочитала искусственное, отождествляя его с рациональным, эффективным, разрывающим оковы природных и социальных запретов. Рост искусственной среды воспринимался массовым сознанием как часть единого прогрессивного процесса преодоления стихийности природы и человеческой души, замены спонтанных процессов их саморегуляции системами эффективных, рационально сформированных практик. Вера человека в возможность безграничного совершенствования мира (и себя) проявлялась в том, что естественное ассоциировалось с неразумным и нерациональным, а искусственное – с эффективным и окультуренным. Только с конца ХХ века, когда прояснились негативные последствия переделки природы, ценность естественного стала повышаться. Философский анализ подчеркивает большую значимость естественных объектов.

Понятия «искусственное» и «естественное», долгое время понимаемые как противоположные, за последние десятилетия претерпели значительное размывание своих смыслов. Это отражает усложняющиеся взаимоотношения между искусственным миром и тем, что остается еще не затронутым деятельностью человека. Исследуемые категории часто получают расширенное толкование. В связи с усилением значения искусственной среды в жизни людей их старое противопоставление (противоположность происхождения – создание природой или человеком) дополняется новым (противоположность управления – функционирование согласно замыслам людей или саморазвитие по собственным объективным закономерностям). Подчеркивается спонтанность процесса создания искусственного мира и усиливающаяся независимость его функционирования от сознательных намерений людей. Ввиду роста искусственной среды и вытеснения ею биоприроды показывается также относительность границы между естественным и искусственным, ее зависимость от самоопределения человека.

Иногда высказывается мнение, что для современной социокультурной реальности традиционная противоположность между естественным и искусственным более не отражает действительности. Приводимые доводы, в общих чертах, таковы. То, что мы называем искусственным, создано человеком. Но сам человек, по общепринятому мнению, возник естественным путем – он есть результат эволюции природы. Следовательно, если сами живые организмы естественны, можно ли противопоставлять им их создания как искусственные?

Принимая строгое определение естественного как не затронутого человеком, мы можем обнаружить, что не только на Земле, но и в ближнем космосе таких территорий уже не осталось. Даже если невооруженный глаз не замечает на данном участке планеты антропогенных воздействий, то вызванные технической деятельностью человечества изменения климата, загрязнение атмосферы и т.п. присутствуют в любой точке земного шара. Следовательно, мы можем называть даже уголки «дикой природы» относительно естественными. Живое и неживое вещество изменило свои физические и химические свойства. Даже существование «естественного» человека является предметом дискуссии – слишком велики изменения, происшедшие с ним за тысячелетия эволюции. Современные люди отличны от древних – и анатомически, и биохимически. Итак, причина разногласий – в трудности разграничить сделанное человеком и природой. Таким образом, сущность исследуемых понятий – «естественное» и «искусственное» – и возможность их противопоставления вызывает дискуссии.

Понятие «естественно-искусственный», лишенное смысла в традиционной философии, приобретает значение в новой, показывая сочетание искусственного происхождения и подчинения естественным механизмам саморазвития.

Мир естественно-искусственный содержит в себе принципиально разнородные процессы, поэтому его контроль и предсказание его реакций затруднены. Так, естественно-искусственный характер имеют все социальные и технические объекты и процессы, поскольку они всегда неадекватны практической задаче, ради решения которой создавались. Итак, новое понятие «естественно-искусственный» отражает выход искусственных объектов из-под контроля.

Лит.: Бабайцев, А.Ю. Искусственное и естественное / А.Ю.Бабайцев // Новейший философский словарь. – Мн., 2001.; Глобалистика: Энциклопедия. – М., 2003; Горохов, В.Г. Введение в философию техники / В.Г.Горохов, В.М.Розин. – М., 1998; Кутырёв, В.А. Естественное и искусственное: борьба миров / В.А.Кутырев. – Нижний Новгород, 1994; Павленко, А.Н. Искусственное и естественное / А.Н.Павленко // Новая философская энциклопедия. – Т.2. – М., 2000; Попкова, Н.В. Введение в философию техники / Н.В.Попкова. – Брянск, 2006; Попкова, Н.В. Философия техносферы / Н.В.Попкова. – М., 2007; Розин, В.М. Понятие и современные концепции техники / В.М.Розин. – М., 2006; Щедровицкий, Г.П. Избранные труды / Г.П.Щедровицкий. – М., 1995; Чешев, В.В. Техническое знание / В.В.Чешев. – Томск, 2006.