Здоровье детей в техногенном обществе. Как известно людям еще с давних времен, здоровье и здоровый образ жизни определяются характером цивилизованного развития, способом производства общественной жизни и многими другими факторами жизнедеятельности людей. Так, например, средняя продолжительность жизни человека накануне перехода к земледелию (10-12 тыс. лет назад) составляла 30-35 лет, а последовавший оседлый образ жизнедеятельности с его новыми и ухудшившимися санитарными условиями, изменившееся питание в ходе освоения земледелия сократили ее практически в два раза – до 13-16 лет. Только к новому летоисчислению она поднялась до 20 лет, а в прединдустриальную эпоху (ХVII-ХVIII вв.) достигла 30-35 лет только в развитых странах Европы и Северной Америки. С развитием техногенного (индустриального и постиндустриального) общества в этих и других странах мира к концу ХХ в. средняя продолжительность жизни увеличилась до 76-82 лет в ходе комплексного улучшения условий жизнедеятельности населения, развития медицины. Такой резкий скачок в увеличении средней продолжительности жизни создал иллюзии, что мы вскоре сможем поднять ее до 90-100 лет и даже больше. В то же время философы, ученые, медработники не обращают внимания на то, что изменившиеся коренным образом в современном обществе условия жизнедеятельности людей, сопровождающиеся стремительным ростом народонаселения мира — до 6 млрд в конце ХХ в., все более становятся техногенными в ходе индустриализации, урбанизации и техносферизации планеты и неблагоприятным образом воздействуют на состояние здоровья и продолжительность жизни людей. Не зная характера воздействий техногенности на процессы жизнедеятельности населения, политики и экономисты принимали далеко не лучшие решения по строительству и развитию городов, особенно многомиллионных, с их предельно техногенными условиями жизни. Только за последние четверть века в Москве в результате массовой автомобилизации и ряда других причин рост бронхиальной астмы у детей увеличился в 7-8 раз, в целом ухудшилось состояние здоровья молодого поколения. К неблагоприятным условиям техногенности развития детей и молодежи в нашей стране прибавилось кризисное состояние общественного развития, а это привело к тому, что за полтора десятилетия (к 2005 г.) здоровье молодежи ухудшилось примерно на 60%, а ее интеллектуальный уровень переместился с 3-го на 46-е место в мире. Ухудшение условий для развития и воспитания детей достаточно быстро нарастает и сейчас: если в 2002 г. 60 % школьников России болели различного рода патологическими болезнями, то пять лет спустя выборочные исследования показывают их рост еще на 10 %.
Какие же основные причины техногенного развития мира отрицательно воздействуют на детский организм? Во-первых, это связано с общей тенденцией сокращения физической нагрузки на организм: за двести лет она снизилась в 10 раз, и детский организм имеет ежедневную физическую нагрузку в 3-4 раза ниже необходимой для полноценного развития. Во-вторых, в связи с резким сокращением детской смертности в ХХ в. (с 43% до 5 лет в России до 2 %) все больше рождается детей вне естественного отбора, что вызывает трудноразрешимую проблему сохранения природного генофонда: с каждым поколением дети имеют более слабое здоровье. В-третьих, население стремительно переходит в городские условия жизни, насыщенные неблагоприятными факторами воздействия на организм. Проживание, например, в доме из обожженного кирпича уже на 25-30 % менее благоприятно, чем из дерева, а из силикатного кирпича – в 5-6 раз, из бетона – в 10 и более раз. Если в городах мира проживало в 1800 г. всего 45 млн. горожан, то в 2010 г. уже около 3,5 млрд., или более половины населения, что закладывает снижение здоровья, действия иммунной системы и увеличение болезней, бездетности и т.п. В-четвертых, неконтролируемое расширение употребления весьма опасных веществ, среди которых ксенобиотики искусственные (60 тыс. в быту), нарастающе разрушают организм, особенно женский и детский. Исследования в 28 развитых странах в ХХ в. показали, что за 20 лет (1960-1980) заболеваемость онкологией у курящих женщин возросла более чем в 200 раз, тогда как у некурящих только в 10 раз. Рост онкологии у некурящих объясняется многими факторами загрязнения организма; у курящих — еще табаком, выращиваемым на фосфатных и иных минеральных удобрениях с добавлением в сигареты ароматизаторов для привыкания к курению, что опасно подтачивает организм. У большинства курящих школьников онкология легких или других органов наступит уже через 15-20 лет. Кроме того, у курящих женщин выкидыши встречаются в 6 раз чаще, чем у некурящих; курящая школьница практически не имеет ни одного шанса родить здорового ребенка и в целом в 9 раз меньше шансов родить ребенка. Если в составе всех онкологических заболеваний от воздействия радиации 1-3 %, то от курения 27-30 %. Поэтому борьба за здоровое поколение, за высокую рождаемость, за устойчивый и здоровый генофонд должна строиться на повседневном воспитании невосприимчивости детей к опасным для жизни веществ. В-пятых, особую опасность для здоровья детей представляют электромагнитные поля, особенно от мобильной связи и компьтеров. Как показывают исследования в США и Европе 13 тыс. детей, показатели здоровья у тех, чьи матери дважды в день пользовались мобильной связью, в 1,5 раза хуже нормы. Исследования Л.Харделла показали, что у детей, начинающих пользоваться сотовым телефоном в 8-12 лет, к 21 году в 5 раз чаще развивается опухоль мозга. Такова же вероятность опухоли слухового нерва. В Калининграде только за четыре года (2004-2007) заболевания у детей возросли на 17%, новообразования на 83 %, болезни глаз на 48 %. Основные причины: загрязненность воздушного бассейна автомобильными отходами, сильное увлечение компьютерными играми и мобильниками, некачественные продукты питания (80% их поступает из зарубежных стран, и они на треть хуже отечественных по качеству ), чрезмерное употребление порошкового молока (в области из 168 тыс. коров в 1990 г. осталось 31 тыс.), снижение в 4-5 раз употребления рыбы и морепродуктов, заметное снижение уровня медицинского обслуживания и рекреационного восстановления здоровья. Эти и многие другие факты свидетельствуют о том, что следует разработать специальные программы оздоровления всего комплекса условий для формирования полноценного здоровья и здорового образа жизни и творчества детей.