Единство философской и научной рациональности. Разум человека един. Должны быть едины и его сущностные характеристики, инструмент, основание, общим названием которых является понятие рациональность. Это относится ко всей рациональности в целом и к каждому ее компоненту, характеризующему соответствующие виды познания. Если не удается увидеть, смоделировать такое единство, то данное обстоятельство может рассматриваться как «свидетельство внутреннего безумия разума». Указанный вывод никого не устраивает. И в то же время ученые и философы вынуждены констатировать, что на пути осмысления единства рациональности еще слишком много нерешенных проблем, что создает впечатление их принципиальной непреодолимости в облике «перепутья» и многочисленных «капканов», с которыми исследователям всякий раз приходится сталкиваться.
Вместе с тем, сложившийся к настоящему времени характер развития таких видов познания, как философия и наука дает возможность увидеть целый ряд оснований единства их рациональности как каждой в отдельности, так и в их объединенной системной целостности. Эти грани современного осмысления феномена рациональности представлены в работах А.Ф.Степанищева. Автор указывает на то, что одним из важнейших аспектов в интеграции научной и философской рациональности является нынешний облик формирования методов общенаучного знания как первого (математика и логика), так и второго его уровней (вероятностные и статистические методы, теория систем, теория информации, кибернетика и синергетика). С созданием синергетики взаимосвязь компонентов общенаучного знания становится достаточной для «стартового импульса» нового этапа объединения научной и философской рациональности. В результате философия и наука, а также их рациональность приобретают постнеклассичесий вид.
Обсуждая проблему философской постнеклассики, А.Ф. Степанищев подчеркивает, что основными ее направлениями являются научно-философская рациональность, философия коммуникативного действия, биофилософия и постмодернизм. Рациональность всех этих направлений прямо связана с рациональностью постнеклассической науки.
Более того А.Ф.Степанищев, совместно со своим аспирантом Д.М.Кошлаковым, указал на целый ряд моментов в преодолении «разрывов» рациональности современной науки. В частности, «разрыв» между социально-гуманитарным и естественно-научным знанием (замеченный неокантианцами) преодолевается на основе технической и технико-технологической рациональности. Множество «неразрешимых» проблем рациональности научного знания и проблем техносферы можно решить, если рассматривать последнюю как сферу опредмеченных научных идей. Иначе говоря, наука и техносфера – это две грани одного и того же феномена. Одна из них – бытие науки (духовное производство). Другая – ее «инобытие» в облике опредмеченных результатов духовного производства. Системообразующей средой и соответствующим фактором в этом единстве является деятельность людей. Правда, для исследования такого единства необходимо создание нового методологического аппарата в облике постнеклассической научной и философской экологии.
В свете изложенного складывается новое понимание многих современных проблем. Нарастающая интеграция социальных, биологических и техногенных процессов в развитии жизни теперь уже может быть отражена единством рациональности научной и философской постнеклассики. Но это приводит к необходимости переосмысления результатов, полученных в лоне неклассического развития философии и науки.
Лит.: Степанищев, А.Ф. Становление постнеклассической философии в аспекте концепции детерминизма / А.Ф. Степанищев. – Брянск, 2004; Степанищев, А.Ф. Рациональность философии и науки: от классики к постнеклассике / А.Ф. Степанищев. – Брянск, 2006; Степанищев, А.Ф. Современные проблемы становящегося единства философской и научной рациональности / А.Ф. Степанищев // Социально-гуманитарные исследования в БГТУ. – Брянск, 2009.