Глобальный переход жизни

Автор: Демиденко Э.С.

Глобальный переход жизни – понятие, введенное в научный оборот Э.С.Демиденко, характеризует коренные современные изменения, происходящие в жизни на планете Земля под воздействием техногенного (индустриального и постиндустриального) общественного развития. Оно объединяет ряд исследований с разработкой новых понятий, введенных в научный оборот разными учеными в XX – начале XXI веков. Среди таких понятий – переход от биосферы к ноосфере (Э.Леруа, В.И.Вернадский), сотворение машиной «нового космоса» (Н.А.Бердяев), демографический переход (А.Г.Вишневский), урбанизационный переход (А.В.Баранов), переход и Великий переход к постиндустриальному обществу (Д.Белл, Г.Канн), переход от естественного к искусственному (Т.де Шарден, В.А.Кутырев), переход от биосферной к техносферной детерминации общественной жизни (Н.В.Попкова), социотехноприродная глобализация (Е.А.Дергачева), техно-ноосферный переход жизни (Э.С.Демиденко), переход от эры кайнозоя к эре ноозоя (Э.С.Демиденко) и др. Анализ данных понятий и стоящих за ними глобальных процессов дает возможность сформировать обобщающее понятие глобальный переход жизни, который коррелирует со всей системой изменений и трансформаций на планете Земля в XIX – XXI вв.

Как известно, Э.Леруа, П.Тейяр де Шарден и В.И.Вернадский впервые заявили о существенном качественном переломе в эволюции природы, всей жизни на нашей планете, переломе, который связан с генезисом и развитием человеческого разума. С появлением разумных существ начинается новая эра эволюции универсума: зарождается не только история человека, но и социоприродная история, взаимообусловленная историческая поступь эволюции природы и общества. При этом ноогенез находится в органической связи с теоретической и практической деятельностью людей, с бурным развитием социума, с его всесторонним и техногенным воздействием на биосферу и планету в целом.

Впервые о переходе биосферы в ноосферу заявил Э.Леруа, французский математик и антрополог, после того как ознакомился с идеями В.И.Вернадского о биосфере и превращении человечества в «геологическую силу», изменяющую планету. Э.Леруа выделил за всю историю планеты Земля два крупных события:1) образование живой материи из неживой, т.е. эволюционное развитие жизни и 2) гоминизацию (т.е. социализацию) жизни под совокупным воздействием человечества на биосферу. Он не дал содержательного объяснения такому переходу, но гоминизация ставилась им в один ряд с образованием жизни, что говорит о грандиозности такого перехода. П.Тейяр де Шарден не только воспринял предложенное понятие «ноосфера», но и обратил внимание на то, что на смену естественному миру приходит мир искусственный. В.И.Вернадский, который долгое время не мог найти подходящий термин для объяснения процессов социализации планеты и жизни на ней, принимает термин «ноосфера» для обозначения наступающей действительности и тезис Э.Леруа о переходе биосферы в ноосферу. При этом, рассуждая о дальнейшем развитии жизни, ноосферу он рассматривает как высший этап эволюции и состояния биосферы, то есть биосфера положительно трансформируется под воздействием человеческого труда и разума и сохраняет свою жизнестойкость. Тезис П.Тейяра де Шардена о замене естественного искусственным он не принимает. В.И.Вернадский рассматривает генезис ноосферы как «не случайное явление на нашей планете, создание «свободного разума», «человеческого гения», а природное явление, резко материально проявляющееся в своих следствиях в окружающей человека среде». Это положение, выдвинутое им в 30-е годы ХХ в., совершенно определенно указывает, что становление и развитие ноосферы имеют закономерный характер и связаны с трудовой деятельностью людей, результаты которой проявляются во всей земной природе. В.И.Вернадский осознает и тот факт, что генезис ноосферы, величайшего изменения жизни начался на планете Земля, но в процессе становления ноосферы «вся человеческая работа была проведена человеческим сознанием, но не преднамеренно – процесс созидания не был осознан. Он же связывал становление ноосферы с развитием науки, научного понимания этого процесса и сознательным формированием ее ассоциированным человечеством, хотя и отрицательно относился к советской действительности.

Советская (и российская) школа ноосферы восприняла во многом противоречивые идеи В.И.Вернадского, у которого, с одной стороны, становление ноосферы является закономерностью развития жизни, а с другой – сознательным её формированием согласно гуманистическим идеалам. Этих взглядов придерживались и придерживаются подавляющее большинство идеологов ноосферы, среди которых особенно выделяются своими научными разработками Н.Н.Моисеев и А.Д.Урсул. В определенной мере это научное направление стыкуется с идеологией коммунизма, когда будущее выстраивается не на основе изучения тенденций и закономерностей изменений действительности, а исходя из провозглашаемых идеалов. Не случайно западная социология игнорирует теоретические разработки идеологов ноосферы.

Переходные процессы в областях общественного развития замечают ряд ученых-обществоведов. Так, А.Г.Вишневский демографическую революцию рассматривает и как определенный демографический переход от высокого уровня рождаемости и смертности, что было характерно для традиционного, земледельческого общества, к низкому уровню рождаемости и смертности, который присущ уже индустриальному обществу. А.В.Баранов рассматривает и урбанистический переход, который начинается при 15-20% городского населения в стране и заканчивается, когда доля горожан в стране (регионе) достигает 75-80%, после чего наступает стабилизация в соотношении населения между городом и селом. Такая картина некоторой стабилизации наблюдается в наиболее развитых странах мира.

Революции и переходы становятся типичными явлениями в области общественного развития в XVIII-XX веках, что само по себе напрашивалось на определенные обобщения. И такое обобщение было сделано американским ученым-футурологом Г.Каном. Исходя из новой, постмарксистской метатеории общественного развития – постиндустриализма – он делает вывод о Великом переходе общества в XIX-XXII веках на планете Земля от земледельческого через индустриальное к постиндустриальному, в результате чего будет создан новый постиндустриальный мир, удовлетворяющий в высокой степени многообразные человеческие потребности и отличающийся своими высокими гуманистическими качествами. И действительно, если мы рассматриваем только само общественное развитие, отвлекаясь от эволюции земной жизни, то Г.Кан достаточно верно уловил тенденции общественного перехода. Индустриализирующийся общественный организм взамен естественных биологических производительных сил (человека и одомашненных животных) получил научно-технические производительные силы (научные знания и технику), при помощи которых этот организм не только преобразует себя и человека, но и всю земную природу. Благодаря новым производительным силам более чем в сто раз возросла производительность труда в сельском хозяйстве, в сотни раз в промышленном производстве, невиданными темпами растут человеческие богатства: только в XX веке количество богатых и социально обеспеченных людей на планете возросло с 1% до 43-45% от всего населения, а в абсолютных цифрах примерно в 170 раз. Но в то же время богатства человечества растут за счет использования, сжигания и уничтожения природных ресурсов.

За два столетия индустриального развития само население выросло в 6 раз, его совокупные потребности и их удовлетворение во многие десятки или даже сотни раз. В результате, по расчетам автора, за это время человечество уничтожило на планете примерно треть живого биологического вещества, треть гумусного слоя, треть запасов органики (нефти, угля, торфа, газа и т.п.) в недрах планеты. Особенно острой проблемой для жизни биоты и биосферы в целом являются потери гумусного слоя и разрушения почв. Так, украинские земли всего за сто последних лет потеряли примерно две трети гумуса: если в конце XIX в. его было в обрабатываемых почвах 28-30%, то сейчас 8-9%. За полвека эксплуатации целинных земель в России и Казахстане процент гумусного слоя уменьшился в два раза – с 8-9 до 4-5% и меньше. В целом в мире за 10 тыс. лет земледелия разрушено примерно 2 млрд га плодородных земель, в том числе за последние двести лет индустриального развития – более 0,5 млрд га. Оставшихся 1,5 млрд практически истощенных и полуразрушенных почв хватит всего на 1,5-2 столетия: человечество уже начинает переход на искусственные почвы и биотехнологии, включая трансгенные.

Великий переход, о котором пишет Г.Кан, учитывает только общественные изменения, выход на новый качественный уровень человечества без учета не только истощения природных ресурсов, о чем уже немало писали ученые из Римского клуба, но и эволюции всей жизни. Под воздействием техногенного развития меняются взаимоотношения и характер взаимодействий общества и природы. Как известно, человечество зародилось в биосфере и представляло собой такой же элемент живого, как и дикие животные, которые были рождены биосферой. По мере развития и разрастания человечества оно превращается из элемента в подсистему, а с развитием науко-техники начинает переподчинять биосферу и диктовать свои условия эволюции земной жизни. Как отмечал Э.Леруа, ноосфера рождается под совокупным воздействием человеческой деятельности, определяемой человеческим разумом. Хотя ни Э.Леруа, ни В.И.Вернадский не дали нам описания ноосферы, мы на основе изучения самого факта воздействия человечества на биосферу можем проследить историю и силу такого воздействия и предсказать последствия этого. Как отмечалось выше, П.Тейяр де Шарден, пожалуй, первым обратил внимание на становление мира ноосферы не только как духовного явления, но и как восхождения искусственного мира. Особенно много внимания становлению техно-ноосферного мира уделяет нижегородский философ В.А.Кутырев, предупреждая человеческое общество об опасности, которую несут безудержное развитие искусственного мира и уничтожение естественного. Нынешнюю ситуацию он определяет как борьбу миров – естественного и искусственного. Мы настолько были увлечены изменением мира, что уже и не знаем, как сохранить прекрасный биосферный мир. «Знаменитый тезис К. Маркса «Философы лишь различным образом объясняли мир, дело заключается в том, чтобы изменить его» сам должен быть изменен, – замечает В.А.Кутырев в книге «Разум против человека». – Нынешний девиз: «Люди лишь различным образом объясняли мир, дело заключается в том, чтобы сохранить его. Сохранить как мир человека».

Нынешняя ситуация характеризуется ноосферным переходом жизни на планете. На смену, биосферной системности приходит новая – социоприродная, где решающую роль играет уже не биосфера, а социум, точнее – метасоциум. Новая социоприродная метасистема охватывает глобализирующееся техногенное общество, техносферу, измененную биоприроду, разрушенную биосферу, духовный мир человечества. Эту складывающуюся метасистему мы называем развертывающейся ноосферой, по сути, искусственным миром, хотя не можем с этим психологически примириться.

На земном шаре в течение всего двух столетий сложилась невиданная за всю историю Земли техносфера. Если в 1800 г. в городах проживало всего 40-50 млн человек (0,045 млрд), то в 2011 г. 3,5 млрд. За двести десять лет население планеты возросло в 7 раз, а городское – почти в 80 раз. Техносфера же за эти годы возросла во многие тысячи раз и стала сопоставимой по своей массе с биовеществом. За 10 тысяч лет активного развития земледелия и 200 лет промышленности было окультурено и доместицировано примерно 10% видов высших растений, практически уничтожены все крупные дикие животные. Если же исходить из тенденций (особенно формирования генетически модифицированных, трансгенных организмов), то уже через три столетия на земном шаре подавляющее число видов высших растений и животных будут созданы человеческим умом и руками, т.е. станут искусственными, хотя и биологическими. От биосферы, которая формировалась около 4 млрд лет, практически останутся лишь заповедные места.

Аналогично природному миру изменяется и сам человек, но его социализация и трансформация идут значительно активнее, чем биосферной природы. По наблюдениям доктора медицинских наук Б.А.Астафьева, изменения в человеческом организме во много крат выше, чем у крупных животных. Не только идет быстрое падение здоровья населения, но и распространение цивилизационных, по сути техногенных, болезней – сердечно-сосудистых, онкологических, аллергических, психических, генетических и т.п. Происходит особенно интенсивно разрушение иммунной, эндокринной и половой систем. Все это ведет к формированию так называемого техносферного человека, способного жить и работать в определенных техносферных (городских) условиях. По мере омоложения болезней усиливаются процессы замены человеческих органов искусственными из биологических или небиологических материалов. Сейчас в мире насчитывается примерно 1 млн роботизированных людей с искусственными органами, управляемыми самим человеком, его головным мозгом, или автоматическими устройствами.

Если же обобщить изменения, которые происходят на планете Земля, то мы наблюдаем переход от эры кайнозоя, последней биосферной эры, к эре ноозоя, или первой эре искусственного земного мира. Переход к эре кайнозоя осуществлялся миллионы лет, а переход от эры кайнозоя к эре ноозоя может произойти всего в считанные столетия, если человечество и далее будет следовать стихийным событиям общественного развития и не предпримет решительных мер по сохранению биосферы. См. Глобальная трансформация человека.

Лит.: Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В.И.Вернадский. – М., 2002; Кан, Г. Грядущий подъем: экономический, политический, социальный / Г.Кан // Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986; Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П.Тейяр де Шарден. – М., 1987; Демиденко, Э.С. Ноосферное восхождение земной жизни / Э.С.Демиденко. – М., 2003; Демиденко, Э.С. Экотехнологический Апокалипсис, или «конец света» природного человека / Э.С.Демиденко. – Брянск, 1993; Демиденко, Э.С. Техногенное общество и земной мир / Э.С.Демиденко, Е.А.Дергачева, Н.В.Попкова. – М.; Брянск, 2007; Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д.Белл. – М., 1999; Кутырев, В.А. Разум против человека / В.А.Кутырев. – М.; Н. Новгород, 1999; Олейников, Ю.В. Ноосферный проект социоприродной эволюции / Ю.В.Олейников, А.А.Оносов. – М., 1993; Попкова, Н.В. Философия техносферы / Н.В.Попкова. – М., 2007; Чувин, С.Н. Человек в техногенном мире / С.Н.Чувин. – Брянск, 2009.