Деятельность

Автор: Попкова Н.В.

Деятельность. Осмысление деятельности является одной из важнейших задач философской антропологии. Понимаемая как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, деятельность стала предметом особого внимания с появлением концепции человека как разумной, творческой личности. С ранних ступеней развития мысли человек пытался дать определение самому себе, зафиксировать в нескольких словах свою сущность – и видел трудность этого ввиду своего противоречивого положения в мире.

С одной стороны, человек есть часть природы, послушная ее законам, результат ее эволюции. С другой стороны, он выделяется среди живых существ тем, что не только приспосабливается к условиям своего существования, но и целенаправленно приспосабливает их к себе, изменяет мир и самого себя. Субъект деятельности – человек, как носитель творческих способностей, задающий цель деятельности – мысленное предвосхищение ее результата. Объектом деятельности могут быть любые предметы и явления.

Анализ деятельности человека давно привлекал внимание философов. Они противопоставляли пассивное, биологическое приспособление к окружающей среде, характерное для животного, и активное, технологическое приспособление окружающей среды к себе, характерное для человека. Предпосылкой активного освоения мира, как правило, называли недостаточную биологическую приспособленность человеческого рода. Так, в марксистской философии подчеркивалось, что решающая роль в процессе формирования человека принадлежит его трудовой деятельности – осознанному воздействию на природу при помощи орудий труда. Ф.Энгельс утверждал, что специфически человеческой формой активного отношения к окружающему миру является труд, который (в отличие от действий животных) осознан и целенаправлен. Именно поэтому трудовые процессы у людей развиваются, а действия животных по использованию окружающей среды остаются неизменными. Человеческая история сопровождается постоянным развитием орудий труда – проводников воздействия человека на природу. Труд – частный случай практики, которая является движущей силой развития человеческого общества и познания. Человек в ходе практики преобразует не только природу, но и себя самого. Более того, самоизменение возможно лишь через предметную деятельность. Даже сознание людей и их общественные отношения формируются в процессе труда.

Деятельность, как преобразование наличной действительности, признается одним из специфически человеческих способов отношения к миру, опосредованным социокультурно выработанными формами. Причина активной деятельности людей – столкновение целеполагающей свободной воли и объективных закономерностей мира. Любая высокоорганизованная система отличается автономностью – способностью самостоятельно функционировать, минимизируя зависимость от внешнего окружения. Для живых систем это свойство самодетерминации поведения называют активностью: выделяют внешнюю активность (направленную на внешний мир) и внутреннюю (упорядочение самой системы). Определенной степенью активности обладают все живые существа. Чем отличается трудовая деятельность человека от активности животных? Ведь все живые существа вмешиваются в природные связи и взаимодействия, трансформируя участки своего обитания. Отличие преобразующих поступков человека от изменений природы другими живыми существами – в сознательности и целесообразности человеческой деятельности, в ее связи с самоизменением.

Для обозначения универсального способа отношения человека к миру было также предложено понятие практики. Долгое время практика понималась в технико-инструментальном смысле; направлениями ее научного анализа стали социальная инженерия, инженерная психология, эргономика и так далее.

Возможны и другие классификации форм деятельности, но в любой особое место должно занимать творчество. Творчество сопряжено не просто с удовлетворением потребностей, а с решением задач. Оно вырастает из труда, но разворачивает его потенции, в том числе тенденцию саморазвития субъекта в процессе преобразования внешних объектов и порождения ценностей. Творчество не только изменяет мир, но и увеличивает человеческое в человеке.

Инструментальная, технологическая активность – лишь одна из сфер приложения возможностей человека, другие ее сферы нематериальны. Понятая таким образом деятельность включает и собственно изменение материального окружения человека, и всю культурно-историческую сферу. Сам способ жизнедеятельности человечества иногда определяется как «общественное производство» – совместное воспроизводство людьми материальных и духовных сторон своей жизни. Материальное производство заключается в присвоении и переработке продуктов природы; социальное – в воспроизводстве людьми общественных форм своего бытия; духовное – в самоизменении человека как участника социально-исторического процесса. Конечный результат всех видов общественного производства – человек. Таким образом, аспект родовой сущности человека – его способность целенаправленно изменять себя и внешний мир.

Деятельность может иметь три основные формы и области приложения:

  1. материальную (воздействие человека на природу при помощи материальных объектов, процессов и приспособлений);
  2. социальную (воздействие человека на других людей как общественных существ при помощи социальных институтов и норм);
  3. духовную (воздействие человека на свой внутренний мир при помощи выработанных за историю человечества символических значений).

Результатом этих форм деятельности стали искусственные комплексы:

  1. искусственно созданная техногенная среда человеческого бытия;
  2. общество – система межчеловеческих взаимодействий (реализуемых через надбиологические комплексы нормативов и социальные институты), опосредующая взаимоотношения между людьми;
  3. духовная культура – созданная для трансляции надбиологических программ жизнедеятельности человека знаковая среда, составляющая основу духовной жизни и обеспечивающая самоизменение людей.

Чаще всего техногенная среда называется техносферой. Параллельно этому понятию остальным искусственным системам, созданным человечеством, иногда также даются такие обозначения, как «социосфера», «инфосфера» и так далее. Эти понятия основаны лишь на созвучии с предыдущими; их употребление неоправданно и может повлечь недоразумение. Термины, оканчивающиеся на «-сфера», традиционно применяются для обозначения системной целостности земных оболочек: атмосфера, гидросфера, литосфера и т.п. Поскольку живое вещество и техногенная деятельность человека уже достигли мощности, позволяющей им сформировать целостные глобальные системы, появление понятий «биосфера» и «техносфера» оправдано. Но культурная и социальная деятельность человека воплощаются, не образуя материальных «сфер».

Лит.: Философия техники в ФРГ. – М., 1989; Горохов, В.Г. Введение в философию техники / В.Г.Горохов, В.М.Розин. – М., 1998; Ковалев, А.М. Общество – развивающийся организм / А.М.Ковалев. – М., 2000; Мэмфорд, Л. Техника и природа человека / Л.Мэмфорд // Новая технологическая волна на Западе. – М., 1986; Глобалистика: Энциклопедия. – М., 2003; Попкова, Н.В. Введение в философию техники / Н.В.Попкова. – Брянск, 2006; Попкова, Н.В. Философия техносферы / Н.В.Попкова. – М., 2007; Розин, В.М. Понятие и современные концепции техники / В.М.Розин. – М., 2006; Щедровицкий, Г.П. Избранные труды / Г.П.Щедровицкий. – М., 1995; Чешев, В.В. Техническое знание / В.В.Чешев. – Томск, 2006.