«Вторая» и «третья» природа. Результат деятельности людей по преобразованию естественной среды часто называют «второй природой». Как правило, к ее содержанию относят именно совокупность техногенных объектов (артефактов). Введение этого понятия подчеркивает, что законы и логика функционирования техногенной искусственной среды не совпадают с таковыми у «первой природы» – биосферы. «Второй природой» чаще всего называют материальную культуру человеческого сообщества. Она создается человечеством из материалов «первой природы» и по мере его исторического развития имеет устойчивую тенденцию к усложнению и усовершенствованию, однако, порожденная технической деятельностью, устойчива лишь под надзором человека. Поэтому оценка «второй природы» по мере осознания экологического кризиса становится негативной. Граница между «природами» в значительной мере условна: так, любой объект «второй природы» функционирует по законам «первой». Встречаются и нетрадиционные толкования этого понятия: так, Н.Н.Моисеев считал, что «вторая природа» – результат возникновения жизни, а ее содержание – новое вещество, которое может возникнуть только в результате жизнедеятельности живого. Когда же человек стал изменять круговорот веществ в природе, начала создаваться «третья природа» как новые формы организации косной материи и живого вещества. По мнению Н.Н.Моисеева, создание биотой «второй природы» происходит в режиме коэволюции. А «третья природа», напротив, нарушает коэволюцию, создавая отбросы – такие вещества, которые исключаются из биогеохимических циклов на время большее, чем жизнь одного поколения. Понятие «третья природа» единого смысла не получило. Она рассматривается, скорее, как следующая (после «второй природы») ступень удаления от естественной среды в результате научно-технической революции: это или искусственная жизнь, создаваемая человечеством, или искусственный интеллект, зарождающийся в недрах компьютеров. Так, Э.С.Демиденко в 1994 г. искусственную жизнь рассматривает как «третью природу», создаваемую человечеством.Усложняя «вторую природу», отмечает он, «в соответствии со своими потребностями, «человек разумный» приступает и к творению «третьей природы», или искусственной жизни, органически связанной со «второй», но качественно от нее отличной».
Лит.: Горохов, В.Г. Введение в философию техники / В.Г.Горохов, В.М.Розин. – М., 1998; Демиденко, Э.С. Ноосферные изменения. Экософия и новая культурная парадигма / Э.С.Демиденко // Историческая поступь культуры: земледельческая, урбанистическая, ноосферная. – Брянск, 1994; Кудрин, Б.И. Техногенная самоорганизация. Для технариев электрики и философов / Б.Г.Кудрин. – М., 2004; Кутырёв, В.А. Естественное и искусственное: борьба миров / В.А.Кутырев. – Нижний Новгород, 1994; Моисеев, Н.Н. Универсум. Информация. Общество / Н.Н.Моисеев. – М., 2001.